Спрос на сладкую жизнь: как гомельские кондитеры борются за мировой рынок

Бизнес-план в экспортной обертке

За 9 месяцев экспорт составил 190 процентов к уровню 2020-го: модернизация производства и диверсификация поставок позволили гомельским кондитерам прибавить в доходах даже в период пандемии

Пандемию вряд ли можно назвать подспорьем в бизнесе. Здесь, кажется, не до конфет и шоколада, но для СП ОАО «Спартак» последние годы выдались довольно успешными. В 2020-м экспорт удалось увеличить на 30 процентов, в этом — уже почти в два раза. Причем кондитеры не довольствуются этими результатами, а планомерно наращивают экспортный потенциал. Залог успеха сладкого бизнеса — грамотное освоение новых рынков, постоянная модернизация и положительный имидж.


Цифры радуют

Тонкие струны ювелирно разрезают на порции огромные пласты хрустящих вафель, тонны шоколада по разветвленному трубопроводу спешат стать основой для высококачественных конфет, сургучная печать завершает упаковку элитных килограммовых плиток шоколада. Для кондитерской фабрики предновогоднее время — пора жаркая, но и весь остальной год производство работало более чем с полной загрузкой — отгрузка продукции шла непрерывно. 

Впрочем, и у «Спартака» был момент, когда казалось, что сладкая жизнь может оказаться под угрозой, рассказывает генеральный директор предприятия Олег Жидков:



— В 2020 году, когда весь мир столкнулся с пандемией, была большая неопределенность с тем, как мы будем работать, сохранятся ли контакты, наработанные до того. С марта по июнь у наших основных торговых партнеров произошли изменения, когда из-за введенных мер и ограничений у людей не было объективной возможности посещать привычные торговые объекты, рестораны, кафе. Соответственно, у нас в тот же период были сложности с поставкой продукции на экспорт. 

Но невозможно держать людей в четырех стенах вечно, да и не дало это ожидаемых результатов, потому жизнь пошла своим чередом. С июня экспорт восстановился, причем спрос на продукцию был ощутимый, ведь за несколько месяцев она «вымылась» из магазинов. Впрочем, «Спартак» не сидел, просто ожидая благоприятного момента.

— Мы нарабатывали новые рынки, новых клиентов, открывая для себя новую географию экспорта. В прошлом году добавили еще пять покупателей в трех странах — Китае, Узбекистане, Грузии. Задачи по экспорту были перевыполнены: 130 процентов к 2019-му, в долларовом выражении — плюс 17 процентов. 

Цифры 2021-го выглядят еще более внушительно: за девять месяцев экспорт составил 190 процентов к уровню 2020-го, по прогнозам, такой процент сохранится и до конца года. Продукции уже отгружено на 18 миллионов долларов.


Идем на восток

Задача сохранения за собой традиционных рынков идет по умолчанию, главная цель — планомерно завоевывать страны, где еще недавно шоколад в качестве привычной части рациона вообще не рассматривали. В прошлом году пробную партию поставили в Йемен, доезжает гомельский шоколад до Сингапура и ЮАР. Около 85—90 процентов экспорта «Спартака» приходится на три страны: Россию, Украину и Китай. И если с соседками вопросов нет, то восточный регион дался поначалу нелегко, отмечает Олег Николаевич:

— Этот рынок сложен сам по себе, там абсолютно другие законы и подходы в допуске продукции. В Китае достаточно строгие стандарты качества, которые необходимо было подтвердить в органах сертификации. Да и к самому продукту людям нужно было привыкнуть. 

Традиционно в рационе питания китайцев кондитерских изделий из тех, что может предложить «Спартак», не было. Предлагать, приучать и убеждать пришлось медленно и упорно — процесс адаптации к продукции на разных рынках происходит с разной скоростью. Но цель была достигнута. И немаловажным, подчеркивает Олег Жидков, было уловить вкусовые предпочтения и изучить тенденции рынка: 

— В Китае покупают в основном темные сорта шоколада — 56—90 процентов. Кроме того, в этом году по просьбе наших китайских партнеров мы разработали новый вид шоколада: в нем 99-процентное содержание какао-продуктов и нет сахара. Регион все больше обращается к здоровому питанию и охотно принимает максимально натуральную продукцию. Хочется отметить положительную динамику в работе с Китайской Народной Республикой: мы не только сумели зайти на этот рынок, но и прибавляем ежегодно, причем увеличиваем наше присутствие не на 5—10 процентов, а в разы.

Главная цель — планомерно завоевывать страны, где еще недавно шоколад в качестве привычной части рациона вообще не рассматривали.

Покупателям нужно современное оборудование

Немаловажным фактором для успешных переговоров Олег Жидков считает личное общение:

— Большое значение имеет возможность двустороннего посещения стран, которая есть у граждан Беларуси и Китая. Ознакомление со страной позволяет сформировать высокий уровень доверия к качеству продуктов, которые сегодня у нас производятся. Пользу дают и международные выставки, число которых в пандемию, к сожалению, сократилось. Но уже в ноябре мы будем представлять свою продукцию в Дубае. 

Как показала работа с китайскими партнерами, покупатель предпочитает лично проверить все аспекты, чтобы проникнуться доверием к продукту.

— Прежде чем садиться за стол переговоров при посещении нашего предприятия, китайцы просят показать, на каком оборудовании и в каких условиях шоколад создается. Это сразу снимает 60 процентов вопросов. Для них важно понять, что сегодня это современное производство мирового образца. А потом уже можно говорить о сроках, логистике и цене.

Учитывая это и то, что из-за немалых темпов и объемов экспорта отдельные линии имеют загрузку от 120 до 160 процентов, гомельское предприятие уделяет повышенное внимание модернизации производства. За последние годы вложено более 40 миллионов евро. В 2021-м усовершенствовали цех по производству бисквитных изделий. Основное направление в 2022-м — приобретение и введение в эксплуатацию новой линии по производству плиточного шоколада. Это будет вторая линия, плюс к той, которая работает сейчас, что позволит предприятию существенно нарастить объем производства и повысить свой экспортный потенциал. Предварительная работа проведена, контакты на изготовление и поставку оборудования подписаны. Линии конкретно под нужды «Спартака» производятся в Европе, и, по заверениям партнеров, каких-либо проблем с поставкой не ожидается. 

— Может быть форс-мажор, — допускает Олег Жидков. — Но в этом году мы подошли к вопросу более рационально. Рассчитываться будем исключительно после того, как это оборудование попадет на производственную площадку «Спартака». До того ни один евро с предприятия в адрес изготовителя не уйдет. Долго мы эти моменты обсуждали, но с нами в итоге согласились, потому что мы даем немалый заказ, к тому же у нас достаточно высокие репутационные характеристики и хороший имидж среди производителей оборудования. Нам идут навстречу, к нам прислушиваются, нам доверяют.


Быстро произвести — быстро продать

С весны перед «Спартаком» стоит еще одна задача — предприятию передано управление наровлянской кондитерской фабрикой «Красный Мозырянин». Здесь речь пока не идет о двукратном увеличении экспорта, цель куда скромнее — к концу года вывести производство на безубыточную работу. 

— Чтобы убедиться в правильности выбранной стратегии, нужно, чтобы прошел хотя бы год, но сейчас наблюдается неплохая тенденция. И это подстегивает коллектив к выполнению поставленных задач.

Сегодня у наровлянского предприятия невысокий экспортный потенциал, признает Олег Жидков:

— Куда-то далеко завезти зефир и пастилу не представляется возможным. Продукт не обладает высокими свойствами с точки зрения добавленной стоимости и ограничен сроками годности. В среднем это 4—6 месяцев. Основные страны, с которыми мы работаем и которые находятся дальше 200—300 километров от Наровли, требуют продукты со сроком годности не менее года. Задача сегодня — быстро произвести и быстро продать. Географически ближе всего — Украина и Россия, на эти рынки и будем делать упор.

Но перед наращиванием экспортных объемов фабрика нуждается в модернизации. Сделать это планируется с помощью программы развития чернобыльских территорий и с привлечением инвестиций от «Спартака». Олег Жидков подчеркивает:

— «Красный Мозырянин» остается самостоятельным юридическим лицом. Речь здесь даже не идет о создании какого-то кластера, скорее, это синергия в части взаимодействия двух предприятий. Мы можем рассмотреть создание какого-то совместного производства, предоставить свою торговую сеть для реализации наровлянской продукции, возможно, фабрика предоставит дополнительный производственный участок. О форсировании событий говорить не нужно, все должно идти своим эволюционным чередом. 

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter