К чему привели меры Банка развития по спасению девяти деревообрабатывающих предприятий

Бизнес–план на перспективу

К началу нынешнего года многие предприятия деревообработки попали в очень недвусмысленную ситуацию. Провели модернизацию за солидные кредиты, но цены на продукцию упали так сильно, что рассчитываться по долгам стало проблематичным. Ком проблем накапливался, пошли неплатежи перед бюджетом и другими контрагентами за энергетические и лесные ресурсы. А когда кредит доверия был окончательно потерян, у руководителей предприятий попросту опустились руки. Надо было срочно предпринимать меры. С апреля произошла передача девяти деревообрабатывающих предприятий под управление Банка развития, который экстренно приступил к их спасению. К чему привели эти меры, мы спросили у председателя правления банка Сергея РУМАСА.


— Сергей Николаевич, каким образом сегодня осуществляется антикризисное управление предприятиями?

— В первую очередь Банк развития выступил инициатором создания деревообрабатывающего холдинга и утверждения со стороны Правительства механизма, определяющего вхождение в него деревообрабатывающих предприятий. Управляющей компанией холдинга стало дочернее унитарное предприятие банка — «БР–Консалт». Это объединение позволило проводить согласованную политику и исключить внутреннюю конкуренцию. По предложению концерна «Беллесбумпром» в холдинг также была включена «Белорусская лесная компания», которая наделена функциями единого оператора по централизованным закупкам основных материалов и продажам плитной продукции. При этом перед компанией была поставлена задача по проведению единой ценовой политики, диверсификации продаж, а также минимизации закупочных цен на приобретаемые для предприятий холдинга материалы.

Следующим этапом стало формирование на переданных в управление предприятиях новых наблюдательных советов, в которые включены наиболее компетентные работники Банка развития, управляющей компании холдинга. Параллельно завершается оптимизация всех направлений деятельности предприятий, входящих в холдинг.

Изменения коснулись и финансовой политики в вопросах осуществления контроля за финансовыми потоками, внедрения единых форм управленческой отчетности, единой политики продаж, регламента проведения закупок и управления качеством, включая порядок работы с претензиями покупателей. Пожалуй, отдельным блоком стоит выделить реорганизацию в области управления технологическими процессами и автоматизацию управления производством. По результатам проведенной инвентаризации технического состояния оборудования были выявлены основные болевые точки, что позволило разработать план мероприятий по их устранению. Сейчас идет активное внедрение единого ПО и отладка систем управления ресурсами предприятия, что в совокупности с планируемым привлечением высококвалифицированных инженеров–консультантов позволит обеспечить максимальную эффективность работы оборудования.

Пожалуй, смело можно говорить, что негативные тенденции первого квартала были переломлены. Это позволило обеспечить увеличение загрузки производственных мощностей предприятий холдинга.

— В свое время вы отмечали, что бизнес–планы деревообрабатывающих предприятий были подготовлены из рук вон плохо. Удовлетворены ли вы тем, как теперь их руководители просматривают пути выхода из сложившейся ситуации?

— Особое внимание в управлении предприятиями мы уделили блоку краткосрочного бюджетирования и обеспечили подготовку сбалансированных бюджетов на 2016 — 2017 год по каждому направлению деятельности. Бюджеты строятся на текущей рыночной конъюнктуре и сложившемся уровне цен, предусматривают реальные и экономически обоснованные показатели развития организаций. В них запланирована поэтапная загрузка основных производств с учетом возможностей по сбыту продукции; повышение эффективности деятельности организаций и выход предприятий на прибыльную работу, а также условия по возможности построения бездефицитных денежных потоков.

Самое важное, что выполнение планов является ключевым показателем оценки руководителей предприятий и созданного холдинга, а сами бизнес–планы не станут формальными документами для галочки, что наблюдалось прежде. И руководители это понимают.

— Можно ли говорить о том, что реформы были единственно верным решением? Может быть, есть необходимость расширить подобную практику на другие проблемные направления?

— В настоящее время параметры реформы в сфере корпоративного управления госпредприятиями являются одним из самых актуальных вопросов, который обсуждается на всех уровнях. Практика показывает, что многомиллионные вложения в модернизацию не являются эффективными без сопутствующего реформирования модели управления этого предприятия. Мало отдачи в современных станках, если заводом руководят начальники с управленческим менталитетом 70–х годов прошлого века.

Поэтому основной задачей при построении управления предприятиями деревообработки в среднесрочной перспективе является внедрение современных систем корпоративного управления. Мы уверены, что главным результатом ее реализации станет повышение эффективности работы предприятий, стабилизация их финансового положения, создание условий для исполнения долговых обязательств. Считаю, что такая работа необходима всем без исключения организациям, как частным, так и государственным. Не важно, какой вид экономической деятельности осуществляет предприятие, гораздо важнее то, как построена система его управления.

— Как считаете, достаточно ли принимаемых мер для улучшения ситуации в деревообработке? Не планируются ли дополнительные?

— Увы, наметившаяся положительная динамика развития предприятий деревообработки сдерживается проблемами накопленных за время модернизации долгов, которые пока не позволяют осуществлять стабильную финансово–хозяйственную деятельность. Следует отметить, что Указом Президента № 257 в 2015 году была реструктуризирована задолженность только в части кредитов, выданных на инвестиционные цели.

Суммарный размер текущих обязательств деревообрабатывающих организаций в созданном Банком развития холдинге оценивается в 333 млн рублей, что вдвое превышает выручку организаций за 2015 год. Просрочено и подлежит погашению в 2016 году 95 млн рублей, или 38,15 процента от общего объема текущих обязательств.

Фото  БЕЛТА.

Банком развития ситуация с долгами деревообрабатывающих предприятий докладывалась Президенту во время устного доклада в июле текущего года и на заседании Президиума Совмина в октябре. Среди всех рассматриваемых вариантов было одобрено применение механизмов по реструктуризации задолженности и корректировке графиков исполнения накопленных обязательств. В связи с этим уже подготовлен проект указа Президента «О некоторых вопросах деятельности холдинга «Холдинг организаций деревообрабатывающей промышленности». Реализация норм, заложенных в этом проекте, не предусматривает выделения предприятиям дополнительных бюджетных средств, речь идет только о реструктуризации задолженности. Это позволит улучшить финансовое положение предприятий, погасить долги перед бюджетом и кредиторами, а также не допустить социальной напряженности в трудовых коллективах.

— Сергей Николаевич, возникает вопрос: а если этот документ не будет принят, что ожидает предприятия? Смогут ли они продолжать работать?

— Задолженность предприятий существенно превышает их выручку, при этом основные кредиторы мониторят ситуацию, понимая, что без урегулирования вопросов с самыми крупными кредиторами — бюджетом и энергетиками — предприятия фактически не смогут работать, а соответственно и погашать накопленные долговые обязательства. Только понимание этого сегодня останавливает их от инициативы по проведению процедуры банкротства. Мы разъясняем кредиторам ситуацию, сдерживая их. Но, вы правы, без рассрочки исполнения обязательств можно ожидать исков о признании предприятий банкротами.

— Каких именно результатов удалось достичь в части антикризисного управления?

— Тут лучше всего о работе скажут цифры. В последние месяцы производство плит МДФ по «Гомельдреву» вышло на 70–процентную загрузку, по «Борисовдреву» — почти на 80%, по «Мостовдреву» — на 90%. По плитам ДСП на «Речицадреве» достигнута почти полная загрузка.

По фанерным производствам «ФанДОКа» и «Мостовдрева» достигнута 70–процентная загрузка. При этом реально фанерные заводы в состоянии обеспечить большие объемы производства, однако загрузка этих производств ограничена наличием в стране фанерного сырья, и сегодня фанерные заводы работают с колес. Для решения этого проблемного вопроса мы увеличиваем заготовку на участках арендного лесного фонда, а также планируем наращивать закупки фанерного сырья в России.

Наметилась положительная динамика и в эффективности работы предприятий деревообработки. В целом за 11 месяцев 2016 года темп роста объема производства промышленной продукции деревообрабатывающих предприятий к аналогичному периоду 2015 года составил 129,2%, при этом среднемесячный объем производства промышленной продукции за период апрель — ноябрь увеличился почти вдвое по сравнению со среднемесячным за первый квартал текущего года.

Мы уверены, что при поддержке наших инициатив в 2017 году сохранится позитивная динамика в развитии холдинга и предприятия деревообработки достигнут целей, поставленных перед ними государством при проведении модернизации.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 251 (25133). Четверг, 29 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter