Бизнес-план для Гоцка

«ТАК и знала, что мои «гаоцуки» напишут, — председатель Солигорского районного Совета депутатов Лидия КЛИШЕВИЧ даже угадала содержание обращения своих избирателей из деревни Гоцк. — Со сбытом картофеля в этом году действительно проблемы».

Почему сельские арендаторы попали в тупик? И как из него выбираться?

«ТАК и знала, что мои «гаоцуки» напишут, — председатель Солигорского районного Совета депутатов Лидия КЛИШЕВИЧ даже угадала содержание обращения своих избирателей из деревни Гоцк. — Со сбытом картофеля в этом году действительно проблемы».

«Уже россияне постепенно забирают картошку, видите, фуры стоят», — рассказал председатель Гоцкого сельского Совета Виталий Ребко, с которым я и Лидия Анатольевна отправились к нашему читателю Ивану Ермаковичу, чей адрес и фамилия были указаны на конверте. Во дворе Ивана Адамовича уже через минут десять после нашего приезда собрался сход местных жителей. Эмоции хлестали, что называется, через край. Хоть кричать, думается, и не стоило: любому человеку понятно, как обидно, когда пропадает твой труд, вложенные в посадку и обработку картофельных плантаций средства.

Сам автор письма в «БН», на удивление, оказался человеком неразговорчивым. «Да это и не жалоба, — словно извинялся он, — это обращение». Я бы добавила: это — видение государственной проблемы на местном уровне. Во многом — разумное. Кстати, в прошлом Иван Адамович — председатель колхоза, и вот о чем он написал с тревогой в редакцию:

«Наша деревня с населением более двух тысяч человек традиционно занимается выращиванием картофеля. Для развития ЛПХ (личных подсобных хозяйств) 125 семей взяли по 2,5 га земли — в основном под картофель. В настоящее время у жителей скопилось более 3,5 тысячи тонн продовольственного картофеля. Реализация продукции зашла в тупик. Раньше приезжали 2—3 фуры в сутки, а сейчас  население в замешательстве.

В былые времена грузили картофель на станции «Калий-1» в Солигорске и отправляли в республики Средней Азии. А сейчас у нас действует и Таможенный союз, а движения товара мы не ощущаем. Неужели в том же Казахстане все так благополучно по картофелю?..»

Дальше Иван Адамович предлагал подключить к этому делу райзаги, загрузить крахмальные заводы и просил помочь односельчанам со сбытом второго хлеба.

Для жителей Гоцка это действительно хлеб, и даже не второй, а самый что ни на есть насущный. Продажа сельхозпродукции — главная статья доходов многих здешних хозяев. В этом полесском агрогородке редко встретишь семью с одним ребенком или двумя, а всего тут 461 домовладение. И это без благоустроенного жилого фонда, так называемых домов городского типа. 19 улиц общей протяженностью 32 километра...

Решением сессии местного Совета депутатов каждому домовладению выделяется до шестидесяти соток земли с учетом придомовой территории. Еще 64 участка по два с половиной гектара местные жители взяли в долгосрочную аренду для выращивания овощей. Все вместе уже даже небольшой общий машинно-тракторный парк создали: тракторы, сажалки, картофелекопалки и даже комбайны — на каждом подворье что-то обязательно имеется, и хозяева делятся друг с другом техникой. Некоторые рискнули заняться морковью. И не прогадали! В отличие от тех, кто посадил картофель.

В прошлом году, весной, заезжие купцы забирали его у сельчан по 2100 рублей за килограмм. За тонну люди выручали по 700 долларов. И многие, говорят, смогли неплохо заработать.

А осенью-2011 традиционная белорусская культура уродила не только у нас в стране, но и в России, куда в основном и отправлялись загруженные в Гоцке фуры. Цена на второй хлеб резко упала. Например, организации потребительской кооперации не предлагали выше тысячи рублей за килограмм.

И арендаторы решили сохранить урожай до весны. Но рыночная конъюнктура сложилась не в пользу картофелеводов — сейчас приходится сбывать свой «скарб» по 450—500 рублей за килограмм, чтоб и вовсе не пропал. Российские коммерсанты ситуацию знают и... не очень-то раскошеливаются. Отечественные перерабатывающие предприятия, те же крахмальные заводы, в сырье не нуждаются.

Две тысячи тонн картофеля были в остатках и у потребительской кооперации области. Это как раз те райзаги, про которые упоминает Иван Ермакович. В стабилизационный фонд, на минувшую зиму, заложили более 5,5 тысячи тонн, но население в прошлом году на осенних ярмарках запаслось продуктом «под завязку» и покупательский спрос в межсезонье был небольшим. Куда теперь девать картофель? «Возим в Россию, но приходится иногда продавать даже дешевле, чем осенью покупали у населения», — рассказал заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза Анатолий Марченко. «А смогли бы помочь населению со сбытом?» — поинтересовались мы у Анатолия Степановича. — «Нет, овощехранилища уже надо освобождать, поэтому закупать клубни не сможем», — ответил он.

Лидия Анатольевна Клишевич, обзвонив крупных промышленных потребителей картофельного сырья, смогла договориться с «Беларуськалием», где имеется крахмальный цех, на поставку ста тонн. Туда и отправляли картошку — по 10 тонн в день. А Гоцкий сельский Совет на время стал отделом сбыта.

— В очередь на отвозку записались двадцать человек, — сообщил последние новости председатель сельского Совета Виталий Ребко, которому мы позвонили на прошлой неделе. — Часть прошлогоднего урожая забрали россияне. Арендаторы снова выходят в поле. Ни один от участка не отказался.

Но настанет осень... И кто знает, удачно ли сложится для гоцких частных картофелеводов год. И не возникнет ли опять проблема со сбытом.

— А чем нам еще заниматься? Работы в Гоцке нет, — возмущались полешуки. — Колхоз ликвидировали...

Правда, в ОАО имени В. З. Коржа требуются 14 механизаторов и 5 водителей, 7 операторов машинного доения, но по разным причинам на работу туда не идут.

Это — констатация фактов, которые надо учитывать при решении проблемы занятости в агрогородке. Частично снять ее помогло открытие в 2010 году, в здании бывшей конторы СПК, цеха от ОАО «Купалинка». Завод технологического оборудования создал еще восемь рабочих мест, «возродив», опять же, на старой колхозной базе деревообработку. Приложила к этому немало усилий, убеждая руководителей названных предприятий помочь людям, и депутат, за которого голосовали местные избиратели, — Лидия Клишевич.

— Привозила я сюда и предпринимателя, чтобы на базе Гоцкой сырьевой зоны открыл цех по переработке картофеля, но, видимо, такой проект его не заинтересовал, — рассуждает Лидия Анатольевна. — Но почему бы местным арендаторам самим не скооперироваться и не попробовать создать переработку? Возможно, и тупик со сбытом успешно был бы пройден. И новые рабочие места появились.

Подумалось: а справятся ли? И не помог бы в этом деле сельчанам... бизнес-инкубатор? Как известно, такие центры поддержки предпринимательства созданы на Минщине повсеместно. Ведь у самих картофелеводов организаторского опыта, по всему видно, не хватает. Помочь нужно наверняка с разработкой бизнес-плана. Может, вовсе и не цех здесь выгодно создавать, а торгующую оптовую сеть? В общем, необходим комплексный анализ, как сейчас говорят, мозговой штурм. А что люди в этих местах предприимчивые и хозяйственные, сомневаться не приходится.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter