— Ольга Николаевна, почему пленум обратился к этой теме?
— Процесс создания субъектов хозяйствования и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Их государственная регистрация обеспечивает легитимность предпринимательской деятельности и является одним из базовых условий существования бизнеса. Принятый в 2009 году Декрет № 1 закрепил как заявительный принцип госрегистрации, так и презумпцию достоверности сведений, представляемых для этого заявителем. Законодатель обеспечил очень понятный и простой путь входа в бизнес.
Но в последнее время происходит дальнейшее упрощение правил ведения бизнеса. В Декрет № 1 неоднократно вносились изменения, последние — в феврале 2017 года. В частности, был изменен подход к признанию госрегистрации недействительной, установлены сроки для обращения в суд... В прошлом году был принят целый пакет документов по либерализации бизнеса, среди которых ключевой — Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». С другой стороны, с 2017 года мы наблюдаем и рост обращений в суды именно по делам, связанным с госрегистрацией. Хотим понять причины.
— Можно ли уже сейчас назвать некоторые?
— Прежде с заявлениями о признании госрегистрации недействительной в связи с предоставлением заведомо ложной информации в суды обращались в основном уполномоченные государственные органы: налоговые, Комитет госбезопасности, прокуратура, Комитет госконтроля. Начиная с 2017 года признания госрегистрации недействительной добивались в основном кредиторы.
Обращения были обусловлены недобросовестностью учредителей либо руководителей субъектов хозяйствования, которые путем реорганизации пытались уйти от долгов.
— Какие сведения считаются заведомо ложными?
— Подавая заявление, учредитель подтверждает, в частности, что не является собственником либо учредителем другой организации, которая в данный момент находится в стадии ликвидации или банкротства. Перечень довольно обширен, все сведения легко проверяются, и если заявитель что–то скрывает, в этом можно усмотреть умысел.
— Чем заявитель отвечает за предоставление заведомо ложных сведений?
— Достаточно того, что госрегистрация субъекта хозяйствования признается недействительной и он автоматически лишается дивидендов и всего того, ради чего бизнес создавался.
— Сколько субъектов хозяйствования регистрируется и как часто госрегистрация признается недействительной?
— В 2017 году в стране было зарегистрировано 42.852 субъекта хозяйствования, а вопрос о признании госрегистрации недействительной был поставлен в 109 случаях: это 0,25 процента.
— Сколько времени требует закрытие бизнеса?
— Ликвидация в судебном порядке предполагает полное судебное сопровождение — от принятия решения вплоть до исключения субъекта из госрегистра. Рассмотрение дела, назначение ликвидационной комиссии, принятие требований кредиторов, предоставление суду промежуточного баланса, расчеты с кредиторами... — на это уходит до полугода в лучшем случае. Дело усложняется, если имущества для расчетов недостаточно. Тогда возбуждается дело о банкротстве, а дело о ликвидации откладывается. Но и в добровольном порядке бизнес ликвидируется тоже достаточно долго: строгость процедуры диктуется защитой интересов кредиторов и государства.
— С учетом проведенных реформ планируются ли какие–либо изменения по порядку ликвидации?
— Он должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, ответственные за создание субъекта. Этот вопрос также планируется рассмотреть.
— А много ли дел связано с волокитой или бюрократизмом при открытии бизнеса?
— Мне такие случаи неизвестны. Обобщение судебной практики показало, что в действиях государственных органов непосредственно при регистрации субъектов хозяйствования нарушений не допускается. Бизнес отвечает взаимностью: мизерная судебная статистика это подтверждает и доказывает, что Декрет № 7, ориентированный на добросовестность ведения бизнеса, реально работает.