Бизнес, от которого плохо пахнет

Прописка стала полем для разворотливых мошенников.
Как известно, наше законодательство во многом жестко привязано к институту прописки. Не будем сейчас говорить о том, насколько плох или хорош этот институт — факт остается фактом. Медицинские услуги в основном по месту прописки, получение пенсий и иных социальных пособий — тоже. В крупных городах, конкретно в Минске, без прописки не возьмут на работу...

Для городской прописки, как известно, необходимы «метраж» и иные условия. И как показывает жизнь, именно это обстоятельство стало предметом неправедного заработка для предприимчивых граждан. Сегодня прописка стала полем для разворотливых мошенников. Здесь и фиктивные браки, здесь и «черное» риэлтерство, здесь и организованные преступные группировки. Простая ситуация: почему в Минске в центральных районах города унылыми островками вчерашнего дня торчат облупившиеся бараки? Их бы давно снесли, но дело в том, что в этих бараках прописаны сотни людей, которые там отродясь не проживали, зато разными, чаще всего неправедными путями, получили пресловутую прописку. И теперь при сносе такой «вороньей слободки» городским властям надо строить целые кварталы для расселения — в «законном» порядке — огромного количества «прописантов».

Расследование, которое провел наш корреспондент, показывает, что латентная проблема, которую не очень стремятся решать, имеет корни не только в несовершенстве законодательства, но также обращена к моральным, экономическим и правовым проблемам.

Статус минчанина покупается и продается

Не посчастливилось родиться в Минске, но очень хочется приобрести статус жителя большого города? Не вопрос, если у вас есть в наличии лишних несколько сотен у.е. Объявлений о продаже минской прописки хоть отбавляй. Лично я только в одном рекламном издании насчитала 18. В большинстве случаев «быстро, абсолютно легально, надежно и профессионально» решить проблемы с пропиской в Минске и Минском районе обязуются агентства недвижимости. Владельцы заветных квадратных метров нынче редко действуют самостоятельно и предпочитают «сливать» информацию посредникам, которые обещают «поставлять» клиентам лишь добросовестных покупателей. Позвонив по найденным телефонам, убедилась: минская прописка — весьма ходовой товар. Во всяком случае, заслышав в моем голосе нотки сомнения, меня никто особенно не уговаривал воспользоваться «экспресс–услугой»: «Не хотите прийти к нам сегодня? Как хотите. Завтра будет дороже».

Утром деньги — вечером прописка

— Здравствуйте, звоню по объявлению, — начинаю разговор, строго следуя легенде: нашла работу в Минске, требуется прописка.

— Понятно, — деловито откликается собеседница. — Если желаете прописаться в городе, с вас 300 условных единиц — собственнику жилья, 150 тысяч рублей налога — государству и 88 тысяч — нам, за услуги. В пригороде — соответственно 200 у.е., 94 и 88 тысяч. Вы выписаны? В Минске пропишетесь в течение недели, в Минском районе — хоть сегодня: утром деньги — вечером прописка, — рапортует диспетчер. Понимаю, что попала в агентство. Некоторые риэлтерские фирмы, размещая объявления о прописке, называют себя сразу, другие предпочитают представляться только при общении с клиентом.

— Вот это оперативность! Ну а в чем заключается суть ваших услуг?

— Мы вам предоставляем варианты.

— А оформление документов?

— Это вы делаете самостоятельно, — нервничает «трубка».

— В таком случае, как вы можете ручаться за сроки?

— Вас что–то не устраивает? Поищите другие способы устроить свои дела.

Сухой тон риэлтерши не оставляет сомнений: разговор закончен. Примерно такой же диалог у меня состоялся еще с несколькими агентствами. Под конец телефонных поисков мне, можно сказать, повезло.

— Действую без посредников, — обрадовал уверенный мужской голос. — Прописка в Михановичах, всего 20 километров от Минска. 240 условных единиц — и мы поладим.

— Позвольте, какая мне разница, где находятся ваши Михановичи? Вы же меня не жить там приглашаете, а прописаться. И почему, собственно, 240 у.е.? В агентствах пригород дешевле.

— Ну как же, девушка, разве вас морально не греет близость к Минску? Да и на услугах посредника сэкономите. Предложение выгодное, не сомневайтесь. К тому же процедура оформления документов мне хорошо знакома. Каждые полгода одни выписываются, другие прописываются. Жилплощадь позволяет.

Словом, спрос определяет предложение. Это, надо полагать, пытался внушить мне домовладелец из Михановичей. Извечное стремление обитателей маленьких городков и деревушек покорить столицу вполне понятно. Неясно другое: на каком основании правом считаться столичным жителем торгуют все, кому не лень? «На вполне законном», — объяснила паспортистка в ближайшем к дому ЖЭСе. Разумеется, собственник скромной двухкомнатной квартирки, в которой ютятся 6 человек, седьмого прописать не вправе. Однако если у владельца недвижимости имеются «лишние» 12 квадратных метров жилой площади и с момента последней выписки нанимателей (поднанимателей) прошло 3 года, согласно соответствующему решению Мингорисполкома оформить нового жильца можно. Приняв 8 лет назад такое решение, городской исполнительный комитет рассчитывал упорядочить процесс прописки в Минске иногородних граждан. Расчет оправдался лишь частично. К тому же на соседний с мегаполисом Минский район трехлетнее ограничение не распространяется. Так что при наличии излишков жилплощади распоряжаться ими хозяева пустующих хором могут как угодно.

Получил доход — плати налог!

На первый взгляд продавцы прописки перед налоговиками чисты. Параллельно с заявлением «Прошу прописать...» хозяин оформляет в ЖЭСе типовой договор найма (поднайма) упомянутых 12 метров и платит фиксированную ставку налога (в Минске это в среднем половина базовой величины в месяц, если собственник квартиры в ней прописан и проживает по месту прописки, если нет — вдвое больше). Налоговые расходы, разумеется, возмещает хозяину новоиспеченный «квартирант», причем в форме предоплаты и сразу за весь год. Формально наличие договора подразумевает, что обладателю прописки есть где жить. В действительности ни о каком общежитии речь не идет: жилищный вопрос покупатели прописки решают, так сказать, в индивидуальном порядке. С одной стороны, это проблема участников мифической сделки, а не государства. С другой... «Сдача жилья внаем — один вид дохода, продажа прописки — совершенно иной», — согласился со мной начальник отдела по контролю за декларированием доходов и имущества физических лиц инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району Александр Обухов. Однако эти барыши никаким налогом не облагаются. Почему? Этот вопрос я задавала работникам нескольких районных инспекций. В ответ слышала одно и то же: «Торговца пропиской за руку не поймаешь? Как его уличить в сокрытии доходов? Механизма нет. Платит «наемный» налог и ладно». Не пора ли залатать эту законодательную брешь? Ведь что получается! Иные обладатели просторных квартир умудряются прописывать одновременно по 3 — 4 субквартиранта. Причем взнос за прописку взимается не одноразово: 200 — 300 условных единиц берется за год легальной жизни в Минске. По истечении срока — новый сбор. А это уже не что иное, как систематический доход. Законодательство, между прочим, в этом случае требует от основателя бизнеса получить официальный статус индивидуального предпринимателя.

Еще более странно, на мой взгляд, на этом фоне выглядит посредническая деятельность риэлтерских агентств. Попытаемся разобраться, какова правовая подоплека данных услуг. Вот что на этот счет рассказал мне ведущий юрисконсульт ОДО «Юридическое агентство «Бизнес–диалог» Максим Аверук: «До недавних пор риэлтерство, в отличие от юридических услуг, не входило в перечень лицензируемых видов деятельности. Однако в положение «О лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», утвержденное постановлением Совета Министров от 20 октября 2003 года N 1363, 6 ноября прошлого года внесены изменения. Их суть? Риэлтерские услуги приравниваются к юридическим, и, следовательно, с 17 февраля, с момента вступления изменений в силу, подлежат лицензированию. Что понимается под риэлтерскими услугами? Содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров строительства (в том числе долевого), в совершении гражданско–правовых сделок с недвижимым имуществом и правами на него; консультирование по вопросам ситуации на рынке недвижимости; предоставление справочной информации о спросе и предложении на рынке недвижимости; подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, участия в строительстве объекта недвижимости; организация и проведение согласования условий предстоящей сделки; помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта, регистрации объекта недвижимости и (или) сделки с ним». Что и требовалось доказать: о прописке ни слова. Хочется надеяться, что те риэлтерские агентства, которые удостоятся чести стать лицензиатами, будут играть на правовом поле по правилам. А лицензирующий орган (Минюст), будучи арбитром, это проконтролирует.

Кто же лишний?

Кто основные покупатели минской прописки? Прежде всего приезжие, имеющие виды на работу в Минске. Согласно соответствующему решению Мингорисполкома, чтобы получить разрешение трудоустроить непрописанного иногороднего, предприятие или организация должны внести в городской бюджет ни много ни мало 500 базовых величин (вклад в городскую инфраструктуру). За игнорирование этого требования предусмотрен штраф в двойном размере от стоимости разрешения. Редкий наниматель пойдет на такие жертвы. Так разумная ли это норма? Не благодаря ли ей процветает «черный» рынок прописки? Ведь те, кто покупает прописку у собственников жилья (а таких большинство), в инфраструктуру города не вкладывает ни копейки.

Впрочем, из этого правила могут быть исключения. Но лишь в том случае, если работодатель сумеет доказать острую нужду в соискателе места. По данным Минского городского центра занятости, сегодня в городе нарасхват геодезисты, фармацевты, железнодорожники, строители... На этих специалистов Мингорисполком предоставляет ряду предприятий квоты, то есть от уплаты 500 базовых наниматели освобождаются. Однако столь ценных кадров Минску ежегодно необходимо в среднем всего 1,5 тысячи. В то время как желающих стать столичными жителями гораздо больше. Остальные лишние?

— Я бы не сказал, — возразил мне управляющий делами Мингорисполкома Михаил Саванович. — Городу нужны кадры. Минск развивается, растет. В то же время к вопросам прописки нужно подходить крайне аккуратно. Взять хотя бы ситуацию с пропиской в домах, подлежащих сносу. Ведь на, условно говоря, шести квадратных метрах иной раз норовят прописаться три семьи. Расчет тут прост: каждому семейству положена отдельная квартира. На мой взгляд, пора кардинально менять законодательство: идет под снос дом площадью 30 квадратных метров, его жильцы должны получить столько же благоустроенных метров. Тогда проблема отпадет сама собой. Согласны?

Как не согласиться. В общем, сегодня возможностей использовать институт прописки в личных целях сколько угодно. Ко всему прочему, сюда примешивается, я бы сказала, морально–нравственный аспект. Превращение прописки в товар — бизнес сомнительный во всех отношениях. Простите, как–то дурно это все пахнет.


P.S. Итак, прирастать Минску численно или нет? Благое это дело либо нет? Данный актуальный вопрос мы обсудим с компетентными собеседниками в конференц-зале «СБ» в самое ближайшее время.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter