Бизнес особой важности

Что необходимо сделать для развития предпринимательства

Что необходимо сделать для развития предпринимательства

В Лиде, одном из крупнейших промышленных райцентров страны, был сделан анализ резервов развития малого и среднего бизнеса в регионах. Эти вопросы с представителями местной власти и предпринимателями рассмотрел на выездном семинаре-совещании заместитель премьер-министра Беларуси Петр Прокопович.

— Гродненщина — приграничный регион страны, имеющий все предпосылки для активного развития малого и среднего бизнеса. Резервы огромны, и пришло время их использовать эффективнее. В Гродненской области доля поступлений в бюджет от малого и среднего предпринимательства составляет 25 процентов, в то время как среднереспубликанский показатель — 27 процентов. Местной власти нужно повернуться лицом к проблемам малого и среднего бизнеса, слушать предпринимателей, анализировать их предложения и выходить с ними, если есть необходимость, на высший уровень. У райисполкомов нет сегодня более важной задачи, чем развитие, наряду с сельскохозяйственной отраслью, малого и среднего бизнеса, — заметил вице-премьер.

Конкретными предложениями, исходя из собственного опыта, поделились на этот счет предприниматели региона. Одним из тормозящих инициативу факторов они назвали все ту же бумажную волокиту. Петр Прокопович поручил каждому райисполкому и облисполкому разработать эффективную программу мер по поддержке сектора малого и среднего предпринимательства. В числе обозначенных задач — создание в приграничном регионе оптового рынка легпрома, с учетом насыщения его до 90 процентов товарами белорусского производства.

— Мы импортируем продукции легпрома больше, чем экспортируем, отрицательное сальдо сложилось в 500 миллионов долларов. Наши малые предприятия в состоянии наполнить этот рынок качественной продукцией, для этого нужно помочь им с экспортом тканей, разработкой эскизов и так далее, — подчеркнул заместитель премьер-министра. — Ставку надо делать и на деревообработку, производство мебели. Тут огромные резервы для развития малого и среднего предпринимательства.

— Земли у нас в пять раз больше, чем в Голландии, а производим сельхозпродукции в десять раз меньше, не удовлетворяем рынок овощей, фруктов и ягод. Здесь тоже должна быть оказана максимальная поддержка предпринимательской инициативе. Нужно создавать фирмы, которые будут закупать сельхозпродукцию у населения и перерабатывать, хранить и продавать ее. Возможности экспорта овощей и фруктов больше даже, чем молока и мяса. Необходимо продумать систему наращивания их производства и экспорта уже в ближайшие два-три года, — сказал Петр Прокопович.

Оказание финансовой поддержки предпринимателям — в этой актуальной теме также были расставлены акценты. Гарантийный фонд должен заработать уже с апреля, и важно сейчас определить приоритетные направления поддержки предпринимательства. На республиканском уровне на первый план вышло решение проблемы доступности кредитов для малого и среднего бизнеса.

— Сегодня это сверхдорогие, спекулятивные кредиты, не позволяющие малым предприятиям развиваться. Нужно, чтобы стоимость кредита была рыночной, увязана с уровнем инфляции. Если инфляция составляет 15—16 процентов, то ставки по кредитам не должны превышать 20 процентов. Сегодня они в два раза выше. Это искусственное превышение, и мы вплотную работаем над решением данного вопроса, — сказал Петр Прокопович.

В сфере развития малого и среднего бизнеса планируется в первую очередь ориентироваться на привлечение белорусского капитала. В стране уже сложился целый класс солидных бизнесменов. И задача для всех уровней власти помочь им создавать больше новых предприятий и производств. Вместе с тем привлечение иностранного капитала также остается в числе приоритетов, а именно малый и средний бизнес привлекает иностранный капитал более эффективно.

Что касается решения вопросов финансовой поддержки предпринимателей на местном уровне, этот процесс также должен быть более активным. В минувшем году Гродненщина, к примеру, лишь на 60 процентов использовала резерв областного Фонда поддержки предпринимательства, в сумме 4,9 миллиарда рублей. К слову, в этом году область планирует оказать поддержку малому и среднему бизнесу из разных источников в сумме 15 миллиардов рублей.

Среди первоочередных мер по активизации поддержки предпринимательства Петр Прокопович назвал вовлечение неиспользуемого имущества в оборот через продажу его по приемлемой цене заинтересованным инициативным людям. Только в Гродненской области находится порядка 120 тысяч квадратных метров площадей неиспользованного государственного имущества.

Высокую оценку дал вице-премьер работе частных предприятий Лидчины, на которых побывали участники совещания. В их числе административно-гостиничный оздоровительный комплекс “Экватор” СЗАО “Липласт-СПб”, ЗАО “Каскад”, СООО “Бел-Пласт Интернэшнл”, а также агроусадьба “Над Неманом”. Такая предпринимательская инициатива и должна задавать высокий тон новой экономике страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter