Где прячутся корни делового успеха? В благоприятной внешней среде или в сознании бизнесмена?

Бизнес на вырост

В стране идет беспрецедентное раскрепощение бизнеса: снижаются нормативные требования государства к деловому сообществу и устраняются административные барьеры. Вместе с тем статистика неумолима: людей, которые становятся предпринимателями, в разных странах от 2,5 до 4,2 процента от всех жителей. И желание стать владельцем успешного бизнеса далеко не всегда совпадает с возможностями конкретного человека. Кому-то не хватает знаний, кому-то терпения, настойчивости, а кому-то вообще по его природе противопоказано заниматься этим нелегким делом. Отсюда логичный вопрос: где же на самом деле прячутся корни делового успеха? В благоприятной внешней среде или в сознании бизнесмена?

фото nashgorod.ru

ПЕРВИЧНО УВАЖЕНИЕ

Борис Лепешко, доктор исторических наук, профессор

Дед рассказывал: в Гродно выловили из Немана осетра, было это в конце 1930-х годов. Как он туда попал, сказать сложно, предположили, что заплыл из Балтики. Рыбину с трудом вытащили, была она огромная, купил ее у рыбаков хозяин местного ресторана. И вот все достойные люди города считали необходимым сходить в ресторан и съесть кусочек деликатеса. Ходили гильдиями, цехами — скорняки, металлисты. Дед был портным и тоже был на этом пиршестве, во фраке и цилиндре. Простой портной, жена портниха, но уважение к собственному статусу портного распространялось и на цилиндр, и на фрак, и на бархатное платье. Вообще портные, по его рассказам, слыли щеголями. У бабушки были бархатное платье и чернобурка, пусть скромная. У деда тросточка. Сохранились фотографии, где они на улицах старого Гродно: костюмы, нарядные платья, дети в костюмчиках. Хотя жили очень скромно. Снимали две комнаты в старом домике, одна — гостиная, примерочная и прочее, вторая — спальня. Ученик спал на столе, где и кроили, и собирались на праздничный обед. Но было чувство собственного достоинства, уважение к профессии, самоуважение, творчество, желание и умение заработать на жизнь своими собственными руками. Очень скоро ситуация изменилась. Дед пошел работать в артель, но выдержал недолго: угнетали обезличенность, работа по стандарту, он просто потерялся в новых условиях. Дальше шил один, до самой смерти, часто тайком, оглядываясь на фининспектора и боясь каждой тени.

Получается, что тень средневековых цехов, гильдий, объединений — это не только история. Нам вообще трудно найти аналог той сферы жизни, которая называется свободной предпринимательской деятельностью. И поворот, наметившийся в стране, к максимальной раскрепощенности людей в этой сфере кажется важным знаком. Помните, как в произведении “В августе 44-го...”? Двое военнослужащих идут по рынку одного из западнобелорусских городков. Их все удивляет в этой нэпмановской пестроте: обилие (для той поры) товаров, их разнообразие, одежда людей. Они уверены, что все это скоро кончится, новых нэпманов придавят, но вот ведь вопрос: зачем давить? Понятно, если надо перетерпеть и напрячься: войну, лишения, давление извне. Ну а если уже перетерпели, если рвать жилы вовсе не обязательно и есть желание накинуть на плечи чернобурку и откушать осетрины, да еще во фраке и цилиндре, тогда как?

Конечно, есть и иная сторона проблемы. Достаточно перелистать страницы книг Ильфа и Петрова, особенно те, где фигурируют рассказы про дельца Корейко, зицпредседателя Фунта и так далее. Но разве государство не имеет ресурсов для того, чтобы ситуация осталась под контролем? Или людям не хочется работать и спать спокойно, соблюдая действующий Налоговый кодекс? Надо признать, многие вещи, процессы нашего недавнего прошлого нужно преодолевать хотя бы потому, что так желают сами люди. Тот же дед говорил, что советская власть сделала две самые крупные ошибки: задавила частного предпринимателя и атаковала церковь. Ни то ни другое пользы не принесло.

Можно спорить, как там соотносятся понятия “коллективизм” и “индивидуализм”, что прогрессивнее и что первично. Говорят, и справедливо, что нам присущ именно коллективистский дух, коллективистское мировосприятие. “Атомизация” общества, в том числе и экономическая, — не наш путь. Ответ здесь прост: дайте равные условия для свободной конкуренции, а жизнь подскажет, что там первичнее. Документы по либерализации бизнеса ориентированы ведь не на космическую отрасль, не на добычу полезных ископаемых. Речь идет об обыденных и очень важных вещах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Хотя, если кто в частном порядке сконструирует новый тип летательного аппарата, никто, очевидно, возражать не будет.

Когда говорят, что проект Декрета “О развитии предпринимательства” — это “дорога в бизнес”, “лицензия на успех”, все это верно. Однако хочется добавить и иное. Это и школа свободных отношений, в том числе в экономике, и конкретная практика либеральной модели развития, и формирование самоуважения, чувства собственного достоинства (я не только потребитель, я — творец). Это в том числе возможность появления новых организаций людей, занятых в конкретных сферах труда. И почему бы нам не полюбоваться шествиями в профессиональные (и не только) праздники людей, объединенных общими интересами и характером труда. И пусть бы шли во фраках и цилиндрах.

НУЖНА ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Владимир Поплыко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики БГЭУ

В Администрацию Президента Правительством внесен документ о либерализации экономики. В нем предусмотрены меры по активизации экономической деятельности субъектов хозяйствования. Предложенные нормы нацелены на снижение административных барьеров, установление единых минимальных требований в области пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, совершенствование порядка лицензирования, в том числе аннулирование лицензии только через суд, предсказуемое налоговое законодательство и другое. Предложенный вариант нормативного правового акта был разработан Правительством совместно с бизнес-сообществом и во многом учитывает его пожелания. Есть понимание, что национальная экономика состоит не только из гигантов — “Атланта”, “Нафтана”, МАЗа, но также из многих тысяч малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Они все вместе формируют вновь созданную валовую добавленную стоимость. В Правительстве есть понимание того, что в непростых условиях функционирования народного хозяйства необходимо делать ставку не только на экстенсивные, но и на интенсивные факторы развития.

Во втором и третьем квартале этого года наша экономика демонстрирует положительные темпы роста ВВП, промышленной продукции, товарооборота, экспорта товаров и услуг. А также стабильность белорусского рубля. Позитивные тенденции нужно наращивать за счет реализации активной экономической политики, проводимой Правительством в направлении стимулирования спроса и предложения со стороны и субъектов хозяйствования.

Национальный бизнес, свободно осуществляя свою деятельность, приносящую доход, стимулирует экономический рост, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых платежей, эффективности использования различных ресурсов.

Необходимо усвоить непреложную аксиому о том, что факторами роста экономики являются труд, капитал, земля и предпринимательская способность. Только предприниматель может соединить, сложить эти ресурсы вместе в рамках бизнеса с целью выпуска продукции или оказания услуги для получения экономического результата. Для фермера это будет собранный и реализованный урожай, для гаражного мастера — починенный автомобиль, для парикмахерской — услуга по стрижке клиента. Здесь главную роль играют не размер самого бизнеса и полученный доход, а возможность самовыражения в труде — и получения выгоды.

Очень важно предоставить реальную экономическую свободу национальному бизнесу в ценообразовании, доступности рынков и заключении договоров. Не подверженная государственному влиянию структура рыночных цен в условиях стабильной денежной политики должна стать незыблемым фундаментом развития бизнеса. Нужно делать рынки открытыми и конкурентными, поскольку это препятствует сохранению и образованию монополий, а также создает связи между рынками труда, капитала, земли.

Малый и средний бизнес может работать гибко, оперативно менять ассортимент, фасовку, цены, подстраиваться к пожеланиям клиентов, выпускать новую и нужную продукцию. Он становится дополнительным катализатором оживления деловой активности в стране. Это позволит создать новые рабочие места, привлечь дополнительные инвестиции, увеличить экспорт и т.д.

Вместе с тем у бизнеса есть свои недостатки и проблемы. Во-первых, его неуверенность в собственной стратегии. Многие предприниматели создают долгосрочные бизнес-модели, однако они не уверены в будущем. Отсюда уход в тень. Во-вторых, проблемой выступает традиционное понимание предпринимателями налогообложения как расходов. Это в корне неправильно. Налоги — это отчисления, от которых сами деловые люди впоследствии могут получать отдачу в виде возможности пользования социальной сферой, инфраструктурными проектами, субсидиями и многим другим.

Наш бизнес обязан реализовывать принцип ответственности, включая финансовую и социальную. Ему нужно легализоваться, выйти из тени, платить налоги, расширять и обновлять производство, инвестировать в человеческий капитал. Только в таком случае будут взаимовыгодно соблюдаться экономические интересы бизнеса и государства.

Что сегодня необходимо делать Правительству и бизнесу? Госчиновникам надо быть готовыми к включению новых механизмов поддержки бизнеса. Нужно реализовывать системообразующие принципы экономической политики, направленной на внедрение конкуренции на товарных рынках, в госзакупках товаров и услуг, создание условий экономической свободы и рыночного ценообразования.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter