Бизнес на… крыше бизнеса

В РИГЕ на минувшей неделе убили более пятидесяти ни в чем не повинных людей. Они пришли после работы за продуктами, был самый час пик, и в это время покупателей убили изощренным способом.

Первым именно так о беспрецедентной трагедии в рижском микрорайоне сказал не я — президент Латвии. Ему-то гораздо виднее. Но это и моя точка зрения. Ведь трижды обрушившаяся крыша работающего гипермаркета — это не трагические последствия ДТП, природных катаклизмов. И даже не теракт. На головы мирных, ни о чем не подозревающих граждан рухнул многотонный железобетон по, увы, куда более примитивной причине. Горе во многие рижские (и не только) дома и семьи свалилось из-за скупости и наплевательского отношения к элементарным мерам безопасности торгового и строительного бизнеса. Частного, конечно. В их воспаленном от сумасшедших доходов мозгу возникла идея разбить на крыше популярного магазина, построенного, кстати, чуть ли не на болоте, сад, для чего сюда было поднято несколько тонн земли. И — качать, качать двойную сверхприбыль с одного непрочного фундамента…

Вот почему глава прибалтийского государства сразу поставил диагноз произошедшему: убийство!

Накануне выходных мы созванивались с Ригой, у нас там родственники живут. И не просто в столице живут, а именно в этом злополучном микрорайоне. И не просто в этом микрорайоне, окна их дома выходят на рухнувший «Максимус». Слава богу, они в тот вечер не пошли за продуктами… Думаю, не только мы из Беларуси звонили с тревогой в эти дни в Ригу, там, за евросоюзовской границей, ведь много в свое время осталось наших соотечественников.

МЕНЯ ЖЕ, кроме чисто человеческого и родственного сострадания, случившаяся у соседей беда навела еще и вот на какие параллели. Как раз в эти дни, выступая в парламенте, Премьер-министр Беларуси говорил о том, что оплачивать внешние долги и наращивать золотовалютные запасы страны лучше через приватизацию госсобственности. То есть отдать в частные руки отдельные объекты, предприятия и территории. В том числе, надо полагать, и зарубежные руки.

Собственно, ничего плохого в предложении главы Правительства нет. Наоборот, оно заслуживает поддержки. Во всем, кроме, пожалуй, одного: с кого тогда будет спрос за безопасность? Знаете, так называемые интересы бизнеса и манящая быстрая прибыль везде, особенно в строительстве, обязательно берут верх при выборе между здравым смыслом и диктующей целесообразностью. Где-где, а в негосударственном предпринимательстве не живут, извините, пятилетними планами, ГОСТами, знаками качества, приемными комиссиями и неизбежностью прихода госконтроля. Или почти не живут. Там время делает деньги, иногда и впрямь большие и честные, а зачастую такие же немалые, но абсолютно авантюрные и, самое главное в данном контексте, небезопасные для жизни.

Разве не так? Читаю на днях на одном из сайтов новость о том, как в Минске какой-то частный застройщик, в нарушение всех норм и проектов, поднимает над старым городом тяжеленную крышу гостиницы. Мало того, что самоуправ нарушает архитектурные нормы, так еще многотонно увеличивает нагрузку на неподготовленный для этого фундамент. Идеальные предпосылки для трагического рижского сценария, тьфу-тьфу…

Опять же в прессе промелькнуло и сообщение о возможности приватизировать у нас отдельные авиаперевозки. И турки не против прийти на белорусский рынок со своим капиталом, чтобы основать частные авиакомпании, и другие иностранные инвесторы. Вроде как неплохо: конец монополии, конкуренция, борьба за клиента. Ну, если это турецкий инвестор, еще куда ни шло — он строит быстро, комфортно, надежно, и так же, надеюсь, будет вести себя в воздухе, при перевозке самолетами людей.

Но в списках претендентов на открытие частных авиакомпаний не без ужаса обнаружил и «костлявую руку» российского авиабизнеса. Братцы, а Казань?!

И в России, и в Беларуси, и в мире еще не отошли от жуткой картины падающего «свечой» на бешеной скорости пассажирского самолета… Так, пожалуй, врезались носом в землю только сбитые противником истребители и бомбардировщики времен Второй мировой, о чем создано множество фильмов. Но 17 ноября над казанским аэропортом худший из сценариев повторился в абсолютно мирной жизни. Кем он был написан?

Отвечу на этот пока не очень популярный в России вопрос. Хотя, так же, как это сделал в Риге президент страны, на него опосредованно уже ответил, по-моему, Медведев, когда, после минуты молчания, на высшем заседании уточнил: а сколько в России частных авиакомпаний? И оказалось, что где-то больше сотни.

Так вот, одна из них, называя вещи своими именами, убила в Казани немного, простите за такую страшную арифметику, меньше, чем в прибалтийской столице, — пятьдесят человек…

Россия, конечно, огромная по расстояниям страна, но это вовсе не повод раздербанивать ее авиамаршруты между полупрофессиональными частными командами, которые борются не за пассажира и его безопасность, а за жирные куски прибыли, выгодные бойкие маршруты. И — за близость к властным структурам, которые за пресловутые откаты дают допуск к полетам самолетам, подобным вонзившемуся в казанскую землю изрядно поношенному, отлетавшему уже во многих слаборазвитых странах Африки «Боингу». Надо полагать, и за штурвалы этих небесных «этажерок», по привычным у восточной соседки схемам, усаживают пилотов, отдельным из которых не то что на второй посадочный круг заходить — лимонад по салону разносить нельзя доверять. Правда, упрекать в этом самих летчиков-недоучек язык не поворачивается,  потому что они гибнут, точнее, их убивают вместе со всеми находящимися на коммерческих бортах пассажирами. Кто убивает? Все те же кровожадные акулы бизнеса, которые готовы заниматься чем угодно и как угодно, только бы обогатиться как можно быстрее.

И ПОДОБНЫЕ «инвесторы» положили глаз на белорусский рынок авиаперевозок и суетливо стучатся в наши двери за разрешением на высокооплачиваемые потенциальные убийства?..

Таких, конечно, мы не пустим даже на порог переговоров. В стране, с подачи ее Президента, давно и прочно определено, с какими иностранными приватизаторами следует дело иметь, а с какими — ни при каких обстоятельствах! Напомню лишь характеристику последних, коим вход на территорию Беларуси воспрещен: алчные, некомпетентные, желающие скупить госсобственность задешево, не утруждая при этом себя социальным пакетом, ответственностью и гарантиями любой безопасности.

А приватизировать, несомненно, надо. И есть что. Вовсе не обязательно авиаперевозки. И тут прав по существу Премьер-министр. В том числе и в более перспективной части злободневной темы инвестиций. А именно: вопросы приватизации в Правительстве рассматриваются не только как получение средств для пополнения бюджета и увеличения ЗВР, но и включение белорусских предприятий в глобальные цепочки создания добавленной стоимости и доступа к информации, технологиям в мире. «Именно это — содействие формированию глобального конкурентного бизнеса — и является целью современной промышленной политики», — подчеркнул в пятницу перед депутатами Премьер.

СЕГОДНЯ рижане, особенно бывшие русские, оплакивая убитых в торговом центре, если судить по соцсетям, на чем свет костерят и Евросоюз, и его хваленую конкуренцию с демократией.

Вечная память невинно погибшим!

И не дай бог нам беспамятства здесь, у себя дома. Когда принимаем решение, исключающее планы, ГОСТы, приемные комиссии и даже госконтроль. Когда собираемся в магазин или в полет…

Сергей МИХОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter