Бизнес на костях

Жетоны убитых немецких солдат стали мелкой монетой в сделках "черных поисковиков" - ими дают сдачу.
Жетоны убитых немецких солдат стали мелкой монетой в сделках "черных поисковиков" - ими дают сдачу...

О теме немецких захоронений журналисты пишут много и часто.

И в каждом из таких материалов есть своя правда, порой достаточно горькая. Правда и то, о чем вы прочтете сегодня.

Шел 1944 год. Красная Армия стремительно развивала наступление на запад. Многие немецкие части попадали в окружение. То тут, то там образовывались так называемые котлы... В один из них немцы попали и под Витебском. Солдаты, обессилевшие и деморализованные, выбирались из окружения кто как мог. Группа из восьми человек шла всю ночь и к утру вышла к деревне Куковячино. Тут их и заметили местные жители. Проследили, опознали в них немцев. Правда, оккупанты были без оружия, да и одеты кто во что. Крики: "Не стреляйте, мы русские солдаты!" не остановили ярости сельчан. Они убили фашистов, а трупы закопали тут же в подвернувшейся воронке.

Прошло 50 с лишним лет. Хозяин одного из сотен дачных куковячинских участков как-то заметил, что местные пацаны играют в футбол чем-то, отдаленно напоминающим мяч. Присмотрелся - оказалось, что "футболисты" весело гоняют по поляне... человеческий череп. Он его отнял, прекратив кощунственную игру. Расспросил, где нашли. Только вынул несколько лопат земли на том месте, которое указали ребята, как обнажились человеческие кости. Там же нашлись и солдатские жетоны, немецкий штык. Александр (назовем его так) аккуратно собрал останки в целлофановый мешок и закопал находку неподалеку. Расспросил местных старожилов, и они вспомнили случай из далекого военного прошлого.

По найденным жетонам решил установить их бывших владельцев. Стал расспрашивать знакомых поисковиков. И выяснил, что дело это бесперспективное. Мало того, бессмысленное и никому не нужное. Поведал ему свою историю некто Валера. Он нашел останки вместе с жетонами году в 94-м. Написал в немецкое посольство. Оттуда пришел ответ, напоминающий обычную бюрократическую отписку. Вот некоторые выдержки из него: "...Мы хотели бы, чтобы все опознавательные знаки в оригинале вы отправили в посольство Германии... Мы просим вас пока человеческие останки захоронить на местном кладбище, зарисовать это место и эти документы предоставить нам... Мы благодарим вас за ваши усилия в этом гуманном деле. С сердечным приветом..."

Тут стоит оговориться, что за найденные солдатские останки с указанием конкретного места гибели Александр надеялся получить хоть какое-то материальное вознаграждение. Но немцы сообщили, что "...к сожалению, не располагают финансовыми средствами". Тогда он пошел другим путем. В одной из местных газет прочел объявление о скупке трофейных вещей. Позвонил, и мужской голос со знанием дела пояснил ему, что готов купить жетоны по 3 - 4 тысячи белорусских рублей. В общем, отказался Саша от этой идеи, и теперь, когда кто-нибудь рассказывает ему о том, что на днях приезжали "купцы" из Твери за жетонами и платили за каждый по 5 долларов, только смеется.

А охота на военные раритеты между тем продолжается. И этой лихорадке в погоне за призраком обогащения подвержены не только желторотые юнцы, но и, как показывает жизнь, люди весьма почтенного возраста. Как-то случилось мне побывать во время командировки у знакомых стариков. Было это в глубинке Городокского района. Еще на подходе к подворью, по каким-то неуловимым приметам понял - что-то изменилось. Присмотрелся внимательнее, у собаки вместо немецкой каски, служившей долгие годы ей емкостью для пищи, - помятая кастрюля. Длинный шест с прибитой к нему такой же каской, используемый в ассенизаторских нуждах по мере надобности, тоже куда-то запропал. Поинтересовался у хозяина, а в ответ услышал такое, от чего едва "не выпал в осадок". Где-то дедуля прослышал, что за железный немецкий шлем дают аж 2 тысячи канадских долларов! Почему канадских он не знал, но каски вымыл, смазал и припрятал на чердаке.

Можно бы посмеяться, но что-то не смешно. Так называемые "черные поисковики" действительно делают на трофейных вещах времен Великой Отечественной неплохой бизнес. Причем жетоны убитых солдат играют в нем роль мелкой разменной монеты. Ими дают сдачу...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter