В Шарковщинском районе придумали, как развивать агроэкотуризм

Бизнес на болоте

Хотите попасть в прошлый неторопливый век, не выезжая из страны, – отправляйтесь на Шарковщину, в край озер, лесов и болот… Нет, блага цивилизации не обошли эту местность стороной. Есть и агрогородки, и вполне приемлемая социально-бытовая инфраструктура, и дороги — не лучше, но и не хуже, чем в других районах. Люди тут добрые, приветливые, радушные, но, к сожалению, не очень богатые. Промышленности, считай, что и нет: только крохотный консервный завод. Сельское и лесное хозяйство на болотистых почвах не приносит больших дивидендов. И инвесторы тоже не рвутся в район. Пожалуй, чуть ли не единственный реальный потенциал роста – «бизнес на болоте». Недавно в районе завершился весьма важный для него инфраструктурный проект: создание интерактивной экологической тропы. И есть надежда, что именно она станет дополнительной приманкой для туристов.

По информационным стендам можно наглядно изучить богатый животный и растительный мир заказника Ельня

Не такое уж и болото

Верховое болото Ельня – одно из самых крупных в Европе. Оно занимает приличную территорию Шарковщинского и Миорского районов и традиционно являлось кормильцем и защитником местных жителей. Каждый год Ельня давала богатый урожай ягод, лечебных трав, многочисленные болотные озера — щедрый улов рыбы. А на островах местные жители обычно спасались в годы лихолетья. Болото изобилует партизанскими схронами и землянками: чужакам-фашистам выкурить местных уроженцев из родной Ельни было просто нереально.

Словом, болото буквально дышит историей, национальными преданиями, народной мудростью. К сожалению, оно пока так и не стало брендом для нашего странового туризма. Жаль. В конце концов, миллионы туристов устремляются в паломничество к красотам норвежских фиордов, африканских саванн, австралийских джунглей... А наша Ельня – ну ничем не хуже. По крайней мере, европейцы, которые здесь побывали, увозили домой массу эмоций. Раздолье тут для ученых и любителей — орнитологов и энтомологов: в болоте обитает добрая половина пернатых и крылатых краснокнижников, которые в той же Европе вообще давно не встречаются. Потенциал у этого уголка природы огромный, но появился он только несколько лет назад. А еще в 2000-х можно было говорить, скорее, не об экологическом, а об экстремальном туризме.

Ученики Германовичской школы уже сегодня являются специалистами по любимому верховому болоту

Есть несколько версий появления на болоте дренажных канав, но главное – результат: оно стало терять влагу, высыхать, а потом – и гореть. Относительно недавно пылали десятки гектаров торфяников, а их толщина в этих местах достигает 7—9 метров. Едкий дым застилал летом окрестности, а на борьбу с бедствием тратились большие средства. Но Ельне повезло – она попала в программу ПРООН «Торфяники-2», при финансовой поддержке благотворительного фонда Coca-Cola Foundation белорусские ученые провели исследования, разработали проект и дренажные канавы перекрыли каскадными плотинами оригинальной конструкции. И вот уже третий год гидрологический режим болота успешно восстанавливается. О пожарах забыли. Почти восстановился естественный покров мха сфагнума, возвращается типичное для болота разнообразие флоры и фауны. Конечно, на полную реабилитацию понадобится больше десятилетия, но уже сегодня Ельня засияла своей первозданной красотой.

Главное — научить

Осталось теперь грамотно использовать ее возможности. Развитие туризма, маркетинг территории — весьма сложный и многогранный процесс. Причем многое зависит от местного населения. В том числе и его отношения к экологии. В частности, заболачивание Ельни поначалу встретило неоднозначную реакцию окрестных жителей. Да, сухое болото – это плохо, но по нему ходить удобно: на рыбалку, в гости к родственникам в соседнюю деревню, за грибами-ягодами.

— Из нашего опыта реализации экологических проектов поняли: принципиальное значение имеют образовательные и просветительские мероприятия. Прежде всего направленные на молодежь, — делится наблюдениями первый заместитель генерального директора УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрей Рощупкин. И приводит пример волонтерской активности в другой жемчужине страны: на Туровском лугу в Гомельской области.

Лет десять назад пойменные ландшафты Припяти превратились в настоящие свалки. Несколько раз в году там организовывали сбор мусора, активно привлекая местных школьников. И сегодня ситуация в корне меняется. Во-первых, оказалось, что если дети вовлечены в какой-то интересный и позитивный процесс, то они прекрасно воспитывают в правильном ключе взрослых. Во-вторых, вчерашние школьники стали взрослыми, завели семьи, учат уже своих детей трепетно относиться к окружающей среде. Говорят, сегодня на Туровском лугу мусор почти исчез. Если и появляется, то из-за приезжих либо его приносит из верховьев Припяти.

Экологическая тропа проходит прямо по болоту

Поэтому ПРООН и партнеры в Ельне обратились к оправдавшей себя технологии. В прошлом году в школе в агрогородке Германовичи Шарковщинского района оборудовали специализированный экологический класс: со стендами, богатой тематической библиотекой и методическими материалам, интерактивным и лабораторным оборудованием. Экологическая тропа – продолжение этой образовательной экологической программы. Теперь школьники смогут теорию проверять на практике. Тем более что от Германовичей до болота – рукой подать.

Впрочем, тропа является и элементом туристической инфраструктуры. Она проходит среди самых разнообразных биотопов — соснового и смешанного леса, луга, болотного подлеска — и заканчивается настилом, который уходит непосредственно в болото. Совершенно безопасно и для людей, и для природы можно любоваться красочными пейзажами. И пройдя два километра за полтора часа экскурсии, фактически побывать в разных климатических зонах. Возникшая в ледниковый период Ельня – кладезь биологического разнообразия. Например, здесь прекрасно чувствуют себя некоторые растения, которые встречаются только в тундрах Карелии.

Драйвер экономического роста

Заместитель председателя Шарковщинского района Юрий Василевский соглашается: экологический туризм способен стать точкой роста для местной экономики. Идей в этом направлении много. Но пока, говоря объективно, для их реализации зачастую не хватает частной активности и начального капитала. Социальные же инфраструктурные проекты, как экологическая тропа, однозначно катализируют деловую активность. Ведь теперь в классические программы агроусадеб можно включать экскурсии по Ельне и развивать бердвотчинг – наблюдение за птицами, очень популярное направление в Европе, генерировать другие развлечения, чтобы подтянуть в район туристов. И своих, и иностранных. А приезжие дают хлеб и агроусадьбам, и ремесленникам, и торговле… Туризм – отрасль очень интересная, с большим мультипликатором: своим развитием оживляет практически все сферы бизнеса.


Кстати, после начала возрождения Ельни количество отдыхающих в агроусадьбах значительно увеличилось. Пока, правда, не столько за счет какого-то продуманного маркетинга, а скорее, сработал принцип сарафанного радио. Все-таки в проект спасения верхового болота в разное время были вовлечены сотни и тысячи людей. Многие буквально влюбились в этот аутентичный уголок белорусской природы. Приезжают сами, привозят отдыхать друзей, родственников и даже иностранные делегации. Современный закон корпоративного гостеприимства, кроме деловой части, предполагает и знакомство с достопримечательностями страны. А Ельня позволяет удивить своей уникальностью даже самых привередливых путешественников. Возможно, кто-то из учеников экологического класса в Германовичах, владея современными знаниями, сможет продвинуть Ельню и превратить в туристическую Мекку. Если не мирового, то регионального масштаба. И болото станет стержнем местной экономики.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter