Бизнес-козыри для деревни

Только за прошедший год их численность по сравнению с 2008-м выросла на 14 процентов! Спрос на малый бизнес уверенно набирает обороты в белорусских райцентрах. А когда же он доберется до глубинки? И есть ли у нее, в свою очередь, шанс стать уютным и перспективным сельским полисом?

Министерство экономики озвучило на днях факт роста предпринимательской активности населения и увеличения количества малых предприятий.

Только за прошедший год их численность по сравнению с 2008-м выросла на 14 процентов! Спрос на малый бизнес уверенно набирает обороты в белорусских райцентрах. А когда же он доберется до глубинки? И есть ли у нее, в свою очередь, шанс стать уютным и перспективным сельским полисом?

В Глубоком приходилось бывать не раз. Милый провинциальный городок еще несколько лет назад ничем не отличался от своих «собратьев». Но в последнее время его «имидж» круто изменился: асфальтированные улицы, цифровые светофоры, множество частных магазинчиков и павильонов, уютные кафе и закусочные, симпатичные заборчики и красочные клумбы заметно украсили райцентр. Сегодня здесь зарегистрировано 1142 предпринимателя. Это на 11 процентов больше, чем пять лет назад. Настоящий предпринимательский «бум» на Глуботчине случился в 2006—2007 годах, но и теперь частный вектор — только на пользу.

— Ну что, эта модель не нравится? — ненароком подслушала я, будучи в командировке, разговор двух женщин в одном из обувных павильонов райцентра. — Может, еще к автовокзалу сходим? Там, говорят, тоже неплохой выбор босоножек есть? А заодно и в «Орбиту» подскочим.

Другая в ответ кивнула головой. Согласитесь, выбор — это всегда хорошо.

— Я был одним из первых в нашем городе, кто развернул бизнес, как говорится, под крышей дома своего, — вспоминает Святослав Пацевич, владелец частного магазина «МКТ+». — На первом этаже открыл магазин, а на втором разместился сам, с семьей. Это довольно-таки выигрышный вариант — удобно и практично! Хотя поначалу было много бумажной волокиты. Зато теперь моему примеру последовала добрая часть здешних предпринимателей.

Сегодня они занимаются больше торговлей, нежели оказанием услуг или производством. Хотя поле для деятельности весьма просторное: можно организовать мебельное производство или же найти себя в производстве тротуарной плитки, заборов. Большое будущее и у агроэкотуризма: уютная сельская усадьба в самобытном стиле заманит даже искушенных туристов-горожан. Самый что ни на есть солидный деревенский козырь! Впрочем, в глубинке предпринимательской фантазии есть где разыграться.

Вспоминаю время, когда в деревне Моисеевщина, что на Борисовщине, только-только открывался частный магазин. Поначалу местным жителям новый мини-маркет был, что называется, в диковинку. Но спустя некоторое время люди туда охотно потянулись. Что и говорить, выбор там не хуже, чем в городском магазине: овощи, фрукты, мясные и колбасные изделия, широкий ассортимент кондитерских изделий, да и по хозяйству много чего полезного можно прикупить. Недавно сельмаг и вовсе был закрыт, по определенным дням только автолавка приходила, так частная точка была спасением. В такую жару хлебный квас и мороженое очень кстати!

Что называется, и деревенские в выигрыше, и сельскому бизнесмену выгода... Плюс с помощью предпринимателей деревня развивается, крепнет. А будет предложение — будет и спрос. Уверена, найдутся клиенты и для парикмахерской, и для магазина одежды. Какой  смысл  лишний раз ездить в город? Да и кафетерий или бар, куда бы можно было прийти всей семьей в выходные или отдохнуть по вечерам молодежи, придется по душе сельчанам. Так со временем прирастет инфраструктура в глубинке новыми объектами. Смотришь, и не придется молодежи в поисках лучшей доли город выбирать. Зачем — если и работу, и досуг можно будет у себя получить достойные.

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter