На волне перемен (помните начало 90–х?) появились новые люди: коммерсанты. Быстро уловили неискушенность рядового потребителя, сколотили рыночные прилавки и — гуляй, душа! — разложили «сокровища», о которых так грезили в БССР. Джинсы «Монтана», кроссовки «Абибос», коньяк «Наполеон» и жвачка «Бабль–гум» — налетай, не скупись...
Коммерцией — понятие только приживалось — заниматься было жуть как здорово. О кассовых аппаратах никто не заикался, санстанция с пожарными не беспокоили, таможня давала «добро». Экономику трясло. Совмин не знал, за что ухватиться...
У народа гвоздем в голове засел стереотип: коммерсанты–жулики. Обвешивают, обсчитывают, подсовывают черт знает что. И нет на них никакой управы. Пожалуй, так оно и было. До поры...
Потом появились три кита: отвечающая злобе дня «нормативка», крепкая власть и почва под ногами. Жуликов начали прижимать. На входе в бизнес (тоже поначалу диковинное было слово!) поставили сито административных процедур. На выходе — тоже. А тех, кто внутри, стали проверять: регулярно, основательно и по всем направлениям. Потребители взбодрились — на страже их интересов теперь государство. Не в декларациях, а на деле. Лица добросовестных бизнесменов тоже просветлели (наконец–то «шелуха» отсеется!), а после... стали пасмурными. Похоже, кто–то из госаппарата переусердствовал. Баланс «качнулся» в обратную сторону...
Элементарное вдруг превратилось в ритуал для посвященных. Постановки на учет в налоговую и прочие органы потребовали личного присутствия руководителей. Мелочные вопросы обставили заседаниями специальных комиссий... Копии многих документов не принимались без печати нотариусов. Количество проверок для некоторых сравнялось с числом клиентов. Выйти из бизнеса предпринимателю стало труднее, чем игроману из казино.
Из крайности — в крайность.
На проблему обратил внимание Президент. Потребовал упростить процедуры до здравого смысла. Подписал ряд документов, в том числе и Декрет № 6 от 10 апреля 2006 года. Количество инстанций для тех, кто решил начать свое дело, и сроки рассмотрения бумаг резко сократились. Эксперты Международной финансовой корпорации подсчитали: государство благодаря президентскому декрету приобрело миллионы долларов.
Немудрено. Ведь и школьнику понятно: чем раньше стартует дело, тем быстрее казна получает налоги. «Но, похоже, не во всех министерствах и исполкомах эту аксиому усвоили. Видно, поэтому Президент в Послании к белорусскому народу и Парламенту подчеркивал, что административные процедуры для бизнеса надо упростить», — поделился свежими впечатлениями шеф Минского столичного союза предпринимателей и работодателей В.Карягин.
Поле для деятельности обширное. Вот только один пример. Могилевский облисполком вместе с МФК попробовал изобразить алгоритм действий энтузиаста, желающего открыть кафе. Получился целый лабиринт. Только схему размещения объекта, оказалось, необходимо заверять в трех инстанциях (управлении архитектуры горисполкома, ГАИ УВД облисполкома и администрации того района Могилева, где размещается объект)... И это типичная ситуация. Как ее изменить?
Похоже, требуется всего две вещи. Нормативный акт, который однозначно и исчерпывающе оговорит все нюансы открытия бизнеса и не позволит никому фантазировать. И единая электронная система (как не хватает ее сегодня!). Если бы все мы были «оцифрованы» и о каждом имелись полные данные и в налоговой, и в исполкоме, и в банке etc., то и открывать, и вести дело можно было бы, не выходя из офиса. Но появится такая система не раньше чем через два–три года.
Хотя и в этом есть плюс. За такой срок ответственные работники госорганов могут создать идеальную правовую среду для бизнеса. Подозреваю, они уже взялись за дело.
Бизнес–классовое сознание
На волне перемен (помните начало 90–х?) появились новые люди: коммерсанты. Быстро уловили неискушенность рядового потребителя, сколотили рыночные прилавки и — гуляй, душа! — разложили «сокровища», о которых так грезили в БССР. Джинсы «Монтана», кроссовки «Абибос», коньяк «Наполеон» и жвачка «Бабль–гум» — налетай, не скупись...