Бизнес–классовое сознание

На волне перемен (помните начало 90–х?) появились новые люди: коммерсанты. Быстро уловили неискушенность рядового потребителя, сколотили рыночные прилавки и — гуляй, душа! — разложили «сокровища», о которых так грезили в БССР. Джинсы «Монтана», кроссовки «Абибос», коньяк «Наполеон» и жвачка «Бабль–гум» — налетай, не скупись...
На волне перемен (помните начало 90–х?) появились новые люди: коммерсанты. Быстро уловили неискушенность рядового потребителя, сколотили рыночные прилавки и — гуляй, душа! — разложили «сокровища», о которых так грезили в БССР. Джинсы «Монтана», кроссовки «Абибос», коньяк «Наполеон» и жвачка «Бабль–гум» — налетай, не скупись...

Коммерцией — понятие только приживалось — заниматься было жуть как здорово. О кассовых аппаратах никто не заикался, санстанция с пожарными не беспокоили, таможня давала «добро». Экономику трясло. Совмин не знал, за что ухватиться...

У народа гвоздем в голове засел стереотип: коммерсанты–жулики. Обвешивают, обсчитывают, подсовывают черт знает что. И нет на них никакой управы. Пожалуй, так оно и было. До поры...

Потом появились три кита: отвечающая злобе дня «нормативка», крепкая власть и почва под ногами. Жуликов начали прижимать. На входе в бизнес (тоже поначалу диковинное было слово!) поставили сито административных процедур. На выходе — тоже. А тех, кто внутри, стали проверять: регулярно, основательно и по всем направлениям. Потребители взбодрились — на страже их интересов теперь государство. Не в декларациях, а на деле. Лица добросовестных бизнесменов тоже просветлели (наконец–то «шелуха» отсеется!), а после... стали пасмурными. Похоже, кто–то из госаппарата переусердствовал. Баланс «качнулся» в обратную сторону...

Элементарное вдруг превратилось в ритуал для посвященных. Постановки на учет в налоговую и прочие органы потребовали личного присутствия руководителей. Мелочные вопросы обставили заседаниями специальных комиссий... Копии многих документов не принимались без печати нотариусов. Количество проверок для некоторых сравнялось с числом клиентов. Выйти из бизнеса предпринимателю стало труднее, чем игроману из казино.

Из крайности — в крайность.

На проблему обратил внимание Президент. Потребовал упростить процедуры до здравого смысла. Подписал ряд документов, в том числе и Декрет № 6 от 10 апреля 2006 года. Количество инстанций для тех, кто решил начать свое дело, и сроки рассмотрения бумаг резко сократились. Эксперты Международной финансовой корпорации подсчитали: государство благодаря президентскому декрету приобрело миллионы долларов.

Немудрено. Ведь и школьнику понятно: чем раньше стартует дело, тем быстрее казна получает налоги. «Но, похоже, не во всех министерствах и исполкомах эту аксиому усвоили. Видно, поэтому Президент в Послании к белорусскому народу и Парламенту подчеркивал, что административные процедуры для бизнеса надо упростить», — поделился свежими впечатлениями шеф Минского столичного союза предпринимателей и работодателей В.Карягин.

Поле для деятельности обширное. Вот только один пример. Могилевский облисполком вместе с МФК попробовал изобразить алгоритм действий энтузиаста, желающего открыть кафе. Получился целый лабиринт. Только схему размещения объекта, оказалось, необходимо заверять в трех инстанциях (управлении архитектуры горисполкома, ГАИ УВД облисполкома и администрации того района Могилева, где размещается объект)... И это типичная ситуация. Как ее изменить?

Похоже, требуется всего две вещи. Нормативный акт, который однозначно и исчерпывающе оговорит все нюансы открытия бизнеса и не позволит никому фантазировать. И единая электронная система (как не хватает ее сегодня!). Если бы все мы были «оцифрованы» и о каждом имелись полные данные и в налоговой, и в исполкоме, и в банке etc., то и открывать, и вести дело можно было бы, не выходя из офиса. Но появится такая система не раньше чем через два–три года.

Хотя и в этом есть плюс. За такой срок ответственные работники госорганов могут создать идеальную правовую среду для бизнеса. Подозреваю, они уже взялись за дело.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter