Минчанину Денису Косачу 30 лет, его напарнику Виталию Пшеничнюку из Новополоцка – 28. Парни получили патент и первыми в нашей стране (да еще и в сельской местности) наладили под маркой «БелВента» выпуск важной импортозамещающей продукции – текстильных воздухораспределителей.
Притяжение глубинки
Сейчас они не только друзья, но и деловые партнеры, которые совместно открыли общество с ограниченной ответственностью «БелВентаТек». Денис – коммерческий директор, Виталий – его заместитель, отвечающий за производственно-технические вопросы. А ведь еще несколько лет назад ребята трудились в конкурирующих фирмах, признается Денис:
– Познакомившись с Виталием и узнав о том, что он выпускник кафедры теплогазоснабжения и вентиляции Полоцкого государственного университета, магистр технических наук, решил, что это шанс для нас двоих. Интересы совпали, так и появился бизнес, аналогов которому в стране нет.
Сначала производство находилось в Минске, а пару лет назад молодые люди задумались над тем, чтобы перенести его на периферию. В столице остался только мозговой центр – бухгалтерия, юристы. Ребятам, искавшим производственную базу, Полоцкий райисполком пошел навстречу и предложил подходящий во всех смыслах вариант – простаивавшее без дела здание в Гвоздово. Еще крепкая кирпичная постройка на Центральной улице пустовала и попала в список неиспользуемого и неэффективно используемого недвижимого имущества. Едва взглянув на него, молодые предприниматели поняли – это что надо. Виталий рассказывает:
– Деревенька Гвоздово живописная, уютная, при этом от Полоцка всего в десяти километрах. Значит, с логистикой не будет никаких заминок. Весомый плюс в том, что нам передали помещение на безвозмездной основе – под реализацию инвестиционного проекта. Обязательной «программой» было создание рабочих мест и проведение ремонта.
Плюс рабочие места
Новые владельцы соблюли все условия. Зимой 2019 года в Гвоздово уже стояло необходимое оборудование, а к середине лета заработали специальные лазерные станки и швейные машины. Теперь прежде пустующее здание официально в полном распоряжении молодых бизнесменов. Особенно этому рады местные жители. Швея Елена Макарова подтверждает:
– Здорово, что в нашей деревне появилось пусть небольшое, но такое нужное нам производство. Мой стаж в профессии больше десяти лет, до этого каждый день ездила в Новополоцк, трудилась санитаркой в больнице, позже – в доме быта. Сейчас до работы очень близко, зарплата полностью устраивает, коллектив тоже. Знакомые заинтересованно спрашивают, есть ли вакансии.
23-летний Егор Сергеев заверяет, что с первым рабочим местом ему повезло:
– Я выпускник Полоцкого госуниверситета, проходил здесь практику, да так и остался. Езжу из Новополоцка, дорога занимает минут 20 в одну сторону. С транспортом проблем нет, ходит городской автобус. Зато есть возможность заниматься любимым делом и получать уникальный опыт. Текстильные воздуховоды считаются ноу-хау. Из преимуществ: просто монтировать, легко подобрать не только нужный заказчику размер, но и цвет – эстетически это красиво.
Создать свое? Хорошая идея!
Несмотря на возраст, Денис Косач – предприниматель с солидным, 8-летним, стажем. Еще студентом он решил, что не хочет ждать у моря погоды. Нужно действовать. Уже на первом курсе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Денис нашел подработку:
– Многие однокурсники с головой окунулись в учебу, я же устроился на частное предприятие менеджером. Затем дорос до замдиректора, наемного руководителя. Фирма как раз занималась продажей вентиляционного оборудования. Изучив эту кухню изнутри, загорелся идеей создать что-то свое. А заодно доказать, что белорусская продукция, в том числе такая специфическая, узконаправленная, не уступает зарубежным аналогам.
– Признанные титаны воздухоочистительной текстильной отрасли – Чехия, Дания, Италия, и попробуй доказать, что ты в этой цепочке совсем не лишний. Мы ехали на встречу с потенциальными заказчиками с образцами в руках. Просили сравнивать, думать, просчитывать выгоду…
Есть перспектива
В итоге текстильную вентиляцию оценили по достоинству не только в Беларуси – предприятие наладило поставки в Россию, Украину, Казахстан. В 2019 году экспорт составил 70 процентов от общего объема заказов. Сейчас, с учетом эпидемиологической ситуации, продукцию в основном реализуют дома. А вот ткань для ее выпуска приходится покупать за рубежом. Все дело в объемах, вводит в курс дела Денис:
– Наши производители заинтересованы в крупных партиях, а мы в самый лучший месяц нуждаемся в 5–6 километрах ткани. Возможно, со временем объемы поменяются. Зато фурнитуру уже берем свою, белорусскую, и вполне довольны.
– Это цилиндры из минеральной ваты, покрытые фольгой. Уже приобрели оборудование для линии, прошли сертификацию, крыло здания, где разместится новое производство, отремонтировано. Впереди главное – выход на рынок.
naumova@sb.by