Бизнес, этика, человек

Белорусские предприятия выстраивают эти слова в один ассоциативный ряд, добровольно принимая на себя ответственность за своих сотрудников, свой город и свою страну Уже 22 белорусские компании и организации заявили о присоединении к инициативе ООН “Глобальный договор”, тем самым выразив намерение вести бизнес в соответствии с десятью основополагающими принципами этического ведения бизнеса в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции. В какие практические шаги может вылиться их красивое намерение? Существует ли белорусская специфика социальной ответственности бизнеса? Об этом читателям “НГ” и слушателям первого Национального канала Белорусского радио рассказала координатор проектов ПРООН в Беларуси Людмила ИСТОМИНА.

— Глобальный договор — это крупнейшая международная инициатива в области корпоративной социальной ответственности, а также платформа для диалога и совместных действий. Начнем с того, что это инициатива Генерального секретаря ООН, высказанная в 1999 году и представленная в виде десяти универсальных принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Кроме того, он содействует развитию диалога и межсекторного партнерства, обеспечивая тем самым участие бизнеса в решении наиболее острых проблем общества как на глобальном, так и на локальном уровнях.
— Давно ли эта инициатива пришла в Беларусь?
— Совсем недавно Программа развития ООН стала заниматься продвижением корпоративной социальной ответственности и знакомством бизнес-сообщества Беларуси с принципами Глобального договора. В конце 2005 года мы провели первую национальную конференцию, которая вызвала определенный интерес к инициативе, хотя я и не могу назвать его масштабным.
Мы также провели исследование условий и перспектив формирования социально ответственного бизнеса в Беларуси. Выяснились интересные факты: на самом деле наши компании имеют значительный опыт реализации социальных проектов в экологической, социальной, экономической сферах. 90 процентов наших предприятий в той или иной степени социально ответственны. Большинство государственных и частных предприятий Беларуси, кроме традиционной уплаты налогов, вносят существенный вклад в развитие городской и социальной инфраструктуры, заботятся о своих сотрудниках, оказывают помощь в реализации местных проектов, активно участвуют в благотворительности. Они не определяют эти действия как социальную ответственность — просто делают, не придавая большого значения определениям.
— А почему общество не знает о “человеческом лице” белорусского бизнеса?
— Прежде всего потому, что сами компании воспринимают свою социальную ответственность как должное. Мы беседовали с руководителями разных по величине и форме собственности предприятий. Даже самые маленькие, ограниченные в ресурсах компании как минимум на Рождество, под Новый год делают какие-то благотворительные подарки детским учреждениям, ветеранам или отдельным нуждающимся гражданам. Но сейчас это бессистемная работа, по принципу “кто первый попросит” или “кто больше нуждается в участии”. Когда руководителей спрашиваешь, хотят ли они более эффективно распоряжаться ресурсами, которые выделяются в виде пожертвований, как правило, они отвечают “да”. Думаю, если бы за счет этих средств можно было сообща решить какую-то важную социально-экономическую задачу малого города или той местности, где находится предприятие, любой бизнес был бы в этом заинтересован.
Сегодня уже 22 компании и организации из Беларуси поставили подписи под письмом-обращением к Генеральному секретарю ООН о присоединении к международной инициативе.
Во время информационных встреч мы часто сталкиваемся с сомнением руководителей: можно ли с полным правом назвать их бизнес социально ответственным? Мы объясняем, что путь к социальной ответственности достаточно долгий. Если вы приняли решение на него вступить, присоединяйтесь к Глобальному договору, и мы вместе с вами будем осваивать, адаптировать эти принципы, вписывать их в стратегию предприятия. Только после этого можно будет говорить о степени и глубине освоения социальной ответственности бизнеса.
— Назовите наиболее известные компании, которые заявили о своем желании присоединиться.
— Чаще всего просят назвать наиболее известных, хотя, поверьте, нам дороги все участники, в том числе небольшие предприятия из малых городов. Я признательна нашим ведущим бизнес-ассоциациям: они в числе первых вступили в Глобальный договор и помогли нам привлечь другие компании, среди которых уже такие известные имена, как торговая компания “Милавица”, “Пинскдрев”, “Савушкин продукт”, инвестиционная компания “Юнитер”, “Инкофуд” из Бреста, Минский транзитный банк, “Автохаус Атлант-М”... Мы продолжаем работать еще с целым рядом компаний, которые находятся в процессе оформления документов.
— Людмила, насколько популярна эта инициатива в соседних странах?
— В странах с переходной экономикой она находится на ранних стадиях развития, тем не менее в соседних странах уже прошли торжественные мероприятия по официальному представлению инициативы, она поддержана на уровне руководства страны, созданы национальные сети участников Глобального договора. В Литве договор подписали 44 компании, в Украине — 39, в России 18, но очень крупные. Можно сказать, что Россия переживает “бум интереса к корпоративной социальной ответственности”. В 2004 году самый крупный Российский союз промышленников и предпринимателей принял Социальную хартию предпринимателя. Во Франции в договоре участвуют 440 компаний, в Испании — более 500, в Англии — более 200...
— Двадцать два белорусских участника — это уже национальная сеть?
— Мы намерены продолжить кампанию по разъяснению принципов договора и приглашению компаний в первую группу участников. Планируем в середине декабря провести торжественную церемонию презентации Глобального договора в Беларуси совместно с правительством, министерствами и ведомствами, неправительственными организациями, с приглашением лидеров национальных сетей соседних стран и международных экспертов. На этом мероприятии нашим компаниям будут вручены сертификаты участников Глобального договора. Я думаю, это будет началом нашей национальной сети.
— Может, есть уже ростки межсекторного партнерства, совместные проекты, о которых сегодня можно рассказать?
— Да, и мне хотелось бы еще раз напомнить, что социальная ответственность бизнеса — это не только благотворительность, но и взаимовыгодное, долгосрочное, эффективное сотрудничество бизнеса для решения конкретных проблем. В наших ближайших планах создание двух типов партнерства — межсекторного и коммерческого.
Конечно, спонсорство не исключается, но я приведу пример из опыта Хорватии, который показывает, как можно использовать управленческий потенциал компании. Одна из местных фирм много лет спонсировала зоопарк. Но однажды решила изменить “формат” взаимодействия: менеджмент компании помог зоопарку разработать стратегический и маркетинговый планы, сформировать цену, построить взаимоотношения с местными властями и потенциальными клиентами — близлежащими школами. Вложили небольшие средства в инфраструктуру. Через год-два зоопарк заработал на самоокупаемой основе.
На днях мы получили информацию от грузинских коллег, которым удалось осуществить очень интересный проект в деревообрабатывающей промышленности. В одном из регионов несколько предприятий деревообработки постоянно сбрасывали свои отходы в реку. На все замечания местных властей и природоохранных организаций руководители предприятий разводили руками: другого варианта утилизации у них нет. Тогда родилась инициатива собрать все отходы этих предприятий для вторичной переработки. На средства ПРООН были разработаны бизнес-план и инвестиционный проект. Когда это было сделано, нашелся итальянский инвестор. Я считаю, что это замечательный коммерческий проект многостороннего участия на благо общества и с определенным коммерческим интересом. Очень надеюсь, что мы тоже сможем найти идеи для таких результативных проектов.
У нас есть на этот счет предложения. Участия бизнеса ждут, например, белорусские малые города. Есть государственные программы, которые предоставляют широкое поле деятельности в малых городах, есть проекты международных организаций, в частности ПРООН, призванные создать в них рабочие места и развить малое предпринимательство. Поверьте, малые города очень сильно отличаются от столицы с точки зрения опыта, знаний о том, как организовать собственное дело. Существует проблема удаленности от банков, центров поддержки предпринимательства. Участие крупного отечественного бизнеса могло бы оживить эти города, создать необходимые рабочие места.
— Как выглядит партнерство с государственными структурами и органами в поддержке социальной ответственности бизнеса?
— Роль государства в поддержке социальной ответственности бизнеса, безусловно, важна, хотя степень участия правительства в этом процессе может быть разной. Например, в Литве участники национальной сети Глобального договора первым вопросом рассмотрели проблему питания на рабочем месте и что нужно сделать, чтобы и на малых предприятиях для работников были созданы необходимые условия. К их дискуссии подключилась пресса и общественность. Позднее участники сети вышли к правительству с конкретными предложениями по данному вопросу.
В нашей стране тема корпоративной социальной ответственности достаточно нова и для правительства. В рабочий план Консультативного Совета по иностранным инвестициям включен пункт по разработке рекомендаций правительству по внедрению корпоративной социальной ответственности как инструмента повышения конкурентоспособности наших предприятий и увеличения их инвестиционной привлекательности.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter