Битвы за Полоцк и Смоленск

200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

ПРОДОЛЖАЕМ публиковать хронологию военный действий, иллюстрированную открытками из коллекции известного белорусского историка и коллекционера, лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова.


4 (16) августа. Начало Смоленского сражения. Наполеон, отбросив на подступах к городу отряд генерал–майора К.К. Сиверса, атаковал корпус генерал–лейтенанта Н.Н. Раевского. К нему на помощь прибыла 2–я обсервационная армия генерала от инфантерии П.И. Багратиона, а на помощь главным силам Наполеона — корпус маршала Л.Н. Даву.


Из воспоминаний адъютанта Наполеона Франсуа де Сегюра: «Наполеон, поднявшись на холм, увидал в облаке пыли длинные черные колонны и сверкающие массы оружия. Эти массы подвигались так быстро, что казалось, будто они бегут. Это были Барклай, Багратион, около 120 тысяч человек, — словом, вся русская армия! Увидя это, Наполеон захлопал в ладоши от радости и вскрикнул: «Наконец–то они в моих руках!» Сомневаться было нельзя. Эта армия, замеченная им, спешила в Смоленск, чтобы развернуться в его стенах и дать нам, наконец, столь желанное нами сражение. Момент, в который должна была решиться судьба России, наконец, наступил! Наполеон не заботился об отступлении — он думал только о победе!»


5 (17) августа. В обороне Смоленска корпус генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова сменил войска генерал–лейтенанта Н.Н.Раевского. Наполеон предпринял общий штурм города, который был отбит. 2–я Западная армия генерала от инфантерии П.И.Багратиона отошла к г. Дорогобужу.


Из «Походных записок артиллериста» И.Т.Радожицкого: «Все с беспокойством спрашивали встречающихся об участи Смоленска, столь важного своим положением и славной древностию, на который Россия всегда опиралась как на твердыню: Смоленск всегда был ключом к ее сердцу...


К вечеру сражение усилилось до отчаянного боя, и ужасы его были неизъяснимы! Несколько сот ядер и гранат свистели и лопались одни за другими, воздух вокруг города помрачался от дыма, земля стонала и, казалось, из утробы своей извергала адское пламя — смерть не успевала глотать свои жертвы. Гром, треск, пламя, дым, стон, крик — все вместе представляло ужасный хаос разрушения мира. В 6 часов вечера французы овладели всеми предместьями города по ту сторону реки; только оставалось у нас одно Днепровское на правом берегу. Гранаты неприятельские зажигали внутри города строения, и пред нами явилась новая картина ужасов: битва среди пожара. Какую твердость духа имели тогда русские, оставленные для защиты пылающего Смоленска! Ядра, пули, обломки камней, падающие с огнем бревна — все несло на них смерть и разрушение. Но примером мужества командующих в городе генералов Дохтурова, принца Евгения и Коновницына россияне были тверды: они умирали среди пламени в развалинах города, презирая все ужасы...


С другой стороны представилось нам трогательное зрелище: несчастные жители, бедные граждане, старцы и жены в слезах, с отчаянным воплем выбегали из города через мост и, поднимая руки к небу, взывали горестно: «Где Ты, Наша Матушка» Чудотворная Икона!» Эта икона Смоленской Божией Матери заблаговременно была вывезена из города; в продолжение ретирады к Москве ее везли в общем парке артиллерии на запасном лафете батарейной роты полковника Воейкова. С берега Днепра смотрели мы на пылающий город, и невольный трепет сердца показал нам, что мы еще слабы числом против сильного завоевателя...


Мы видели, с каким торжеством французы вступали в развалины оставленного города: музыка и барабанный бой сопровождали парад их. Главнокомандующий наш, подъехав к одному артиллерийскому офицеру, стоявшему с пушками против города, сказал: «Поздравьте их хорошенько!» Офицер навел пушки на тот дом, где полагали, остановился Наполеон, и пустил в него два брандскугеля. Пожар продолжался в городе, и его зарево среди пасмурного дня освещало печаль на лицах Русских солдат».


Начало сражения под Полоцком между корпусом генерал–лейтенанта П.Х.Витгенштейна (около 20 000 человек) и корпусом маршала Н.Ш.Удино (до 45 000 человек), который в бою был ранен и передал командование дивизионному генералу Л.Гувьону Сен–Сиру. П.Х.Витгенштейн предполагал вытеснить наполеоновские войска за Западную Двину, однако после упорных боев противники остались на прежних позициях, и лишь на левом фланге русские войска немного продвинулись вперед.


6 (18) августа. 1–я Западная армия генерала от инфантерии М.Б. Барклая де Толли отступила из Смоленска. Армия Наполеона заняла город.


Из воспоминаний Франсуа де Сегюра: «После сделанных разведок и очистки ворот армия вошла в стены города. Она прошла эти дымящиеся и окровавленные развалины в порядке, с военной музыкой и обычной пышностью. Но свидетелей ее славы тут не было. Это было зрелище без зрителей, победа почти бесплодная, слава кровавая и дым, окружающий нас, был как будто единственным результатом нашей победы и ее символом! Когда император узнал, что Смоленск был окончательно оккупирован и огонь его почти погас, и когда дневной свет и многочисленные донесения достаточно осветили ему положение вещей, то он увидел, что там, как на Немане, в Вильно и Витебске, признак победы, так манивший его и, казалось, бывший уже в руках, снова ускользнул от него».


Продолжение сражения под Полоцком. Корпус дивизионного генерала Л. Гувьона Сен–Сира, усиленный другими частями наполеоновской армии, атаковал корпус генерал–лейтенанта П.Х. Витгенштейна, который отступил к р. Дрисса. За два дня боев под Полоцком русские войска потеряли около 5500 человек убитыми и ранеными, наполеоновские войска — 8000 убитыми и ранеными.


8 (20) августа. Бой 1–й Западной армии у Соловьевой переправы. Бой корпуса генерал–лейтенанта П.Х.Витгенштейна под гор. Белым.


10 (22) августа. Бои под Ригой (у Шлока и Даленкирхена). Бой корпуса М.И.Платова у Михалсвки.


12 (24) августа. Занятие Слуцка корпусом Ф.Ф.Эртеля.


13 (25) августа. Бой у Дорогобужа между корпусом генерала от кавалерии М.И.Платова и авангардом под командой маршала И.Мюрата. Наполеоновские войска заняли Дорогобуж.


15 (27) августа. Бои под селом Беломирское на берегу р. Осьмы, у д. Лужки.


16 (28) августа. Бой у д. Поречье.


19 (31) августа. Бой у Царева–Займища.


20 августа (1 сентября). Бой под Гжатском. Бомбардировка Данцига эскадрой Т.Б.Мартена.


Людмила Иванова
cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter