280 желдорбатовцев, не вернувшихся из боя за железнодорожный мост через Березину в июле 1941 г., долгое время числились пропавшими без вести в бою

Битва за мост

Известно, что фашисты вошли в Минск 28 июня 1941 года. В ста километрах южнее города, в направлении на Могилев, по шоссе Слуцк — Бобруйск стремительно продвигалась 4–я танковая армия Гудериана. Серьезных средств сдержать ее не было. Командование Западного фронта по–прежнему не имело надежной связи с войсками и готовило оборонительный рубеж по Двине и Днепру. На сдерживание противника в этом направлении среди прочих был брошен 4–й воздушно–десантный корпус, в апреле 41–го сформированный в Пуховичах.


Немцы осматривают пораженный бронепоезд «Бепо 73» на перегоне Свислочь-Тачанка

Боевое распоряжение штаба Западного фронта № 1 от (28 июня 1941 г.) командиру 4–го воздушно–десантного корпуса на оборону восточного берега р. Березина одной бригадой корпуса


ПРИКАЗАНИЕ № 1 ШТАБ ЗАПФРОНТА МОГИЛЕВ. 28.6.41. 23.30

Командующий войсками Западного фронта (Павлов) приказал:

С получением сего немедленно занять одной бригадой оборону по восточному берегу р. Березина у Свислочь.

Задача — не допустить переправы противника на восточный берег р. Березина.

Бригаде надлежит отрыть окопы полного профиля и подготовить мост к взрыву, но взрыв произвести только в случае невозможности удержать его за собой.

Все отходящие в этом направлении группы, а главным образом одиночек, задерживать, вливая их в подразделения и используя для обороны моста.

Необходимо помнить, что главной задачей вам поставлено — не допустить переправ противника через р. Березина, несмотря ни на какие жертвы.

Организовать и вести разведку в западном, северо–западном и юго–западном направлениях на глубину до 30 км.

Начальник штаба Западного фронта
генерал–майор Климовских

По форме задача командованием фронта вроде была поставлена правильно, но абсолютно неконкретно. Во–первых, на этом участке находилось два населенных пункта с названием Свислочь — местечко, а в двух километрах — железнодорожная станция (после войны переименованная в Елизово). У обоих населенных пунктов находились большие мосты через реку Березина. Какой из них надлежало минировать и взрывать? Между тем относительно подрыва железнодорожного моста указания должны были быть четкими: из–под Минска через Осиповичи на Могилев в это время спешно следовали эшелоны с отступающими войсками...


Командир бронепоезда «Бепо 73» майор Федор Малышев
Поскольку гитлеровцы к моменту выхода приказа уже заняли Бобруйск, а мост через Березину у города был взорван, то десантники правильно поняли задачу — оборонять деревянный мост у местечка Свислочь, полагая, что сейчас вражеские танки двинутся именно сюда. Так и произошло. Десантники оказали сопротивление, но мост по неизвестным причинам не взорвали, он рухнул после прохода первых танков. Ведя оборонительный бой, десантники отступили.

Вынужденная пауза озадачила Гудериана, стремительность наступления на Старый Быхов и Могилев срывалась. Немедленно было отдано приказание мотострелкам 12–го полка взять соседний, железнодорожный мост силой батальона майора Хофмана. Ночью под прикрытием сильного тумана нацисты направились на захват, но не остались незамеченными, завязалась перестрелка, а затем и настоящий бой. Когда в 8 утра на его звуки подтянулись основные силы батальона, то они увидели, что на станцию с обеих сторон, из Осиповичей и Могилева, прибывают бронепоезда. Перегруппировавшись, немцы начали атаку на оба, успешно выведя из строя паровоз бронепоезда, прибывшего из Осиповичей. Это был необычный состав для охраны мостов от авиации, на котором были установлены зенитные орудия. Вместе с этим бронепоездом в одном эшелоне прибыли бойцы 8–го и 14–го отдельных железнодорожных батальонов. Батальоны были сформированы по штату военного времени в местечке Цель под Лапичами. Они заняли оборону и тоже вступили в бой.

Второй бронепоезд открыл огонь, курсируя между мостом и станцией по своеобразной линии фронта — насыпи, разделяющей стороны.

Фашисты увидели, что не тут–то было, с ходу станцию не взять, появились потери, количество их росло. Хофман взмолился о помощи. Ему немедленно был откомандирован артдивизион и направлена из–под Бобруйска группа танков. Чуть позже Гудериан выпросил и авиаподдержку в виде звена «юнкерсов».

Но защитников моста это не напугало, они не думали сдаваться. Неожиданно и для себя, и для врага они пошли на подвиг, демонстрировали мощь духа, упорство и бесстрашие.

Наконец о бое стало известно в штабе фронта в Могилеве, на бомбежку железнодорожного моста (уже без заботы о запертых перед ним эшелонах из Минска) была направлена авиация дальнего действия.

Тихоходные ТБ–З не имели прикрытия истребителями и становились легкой добычей еще задолго до подлета к мосту. Страшную картину падающих факелов наблюдал и Константин Симонов, бывший в это время в Бобруйске и описавший ее частично в своем романе «Живые и мертвые» (11 экипажей, исполнивших свой долг, покоятся ныне на кладбище агрогородка Сычково Бобруйского района).

Летчики погибли. А бой продолжался.

Зенитное орудие бронепоезда

Из протокола допроса арестованного Павлова Д.Г. 7 июля 1941 г. (Бывшего командующего Западным фронтом)

...Все мосты через реку Березина были минированы, подготовлены к взрыву...

...По взрыву мостов мною была поставлена задача командиру 42–й дивизии Лазаренко — в случае появления танков противника и угрозы захвата переправ все мосты подорвать, что генералом Лазаренко было сделано при отходе наших частей.

...Около 3 часов ночи 27 или 28 июня начальник штаба 13–й авиадивизии лично от меня получил приказ — с первым проблеском рассвета уйти с аэродрома, чтобы не подвергнуть себя полному поражению, что очень своевременно авиацией было проделано, и аэродром на рассвете был уже занят танковыми частями противника.

Выводя части на реку Березина, мною заблаговременно из разных сборных отрядов и школ были организованы отряды прикрытия переправ в районе Борисова, Березине и р. Свислочь. Задача этих отрядов — пропустить все наши части за реку Березина, отошедшим частям, занявшим левый берег реки Березина, поручено удерживать левый берег, не допуская переправ противника...

Обратим внимание на нестыковки у Павлова. Железнодорожный мост у Борисова действительно был взорван. Но преждевременно. Он заблокировал наши части, отступавшие в направлении Смоленска. Что касается мостов у станции и местечка Свислочь, то здесь они, наоборот, оставались целы, как будто специально ожидая подхода гитлеровцев.

Из первого документа следует, что Павлов приказал оборонять и взрывать мосты бойцам 4–го авиадесантного корпуса, из второго — что та же задача в то же время возлагалась на 42–ю дивизию. Павлов знал, что мосты у местечка и станции Свислочь не были взорваны, но на допросе утверждал обратное. Да и самолеты не покинули бобруйский аэродром своевременно, немецкие танки расстреляли их прямо на стоянках. Не было у Свислочи и «сборных отрядов прикрытия» мостов...


Утренний снимок моста. 1 июля 1941 года.

Целый день 30 июня бойцы желдорвойск, экипаж неизвестного бронепоезда с зенитками и бронепоезд войск НКВД «Бепо 73» вели упорный бой с превосходящими силами противника.

Ситуация начала меняться с появлением самолетов и танков противника. «Бепо 73» вышел из боя на станции и начал медленно отходить через мост в направлении Могилева, ведя огонь по наседавшим «юнкерсам». Один самолет противника был сбит, но остальные разнесли в клочья железнодорожное полотно на пути отступления. Экипаж покинул свою «крепость» и, понеся потери, скрылся в ближайшем лесу.

Потеряв огневую поддержку, бойцы желдорбатальонов также начали отход со станции. Бой до последнего продолжал лишь бронепоезд с зенитками. До сегодняшнего дня не ясно, что за бойцы были в числе его экипажа, какой части принадлежала эта боевая единица. Платформы с орудиями имели лишь фронтальную защиту, сверху ничем не были защищены. Находясь в зоне перекрестного обстрела, бойцы–зенитчики не смогли своевременно покинуть платформы, и ворвавшиеся на станцию гитлеровцы сожгли их из огнеметов. Это произошло на склоне дня 30 июня.

Получив доступ к мосту, нацисты тут же пригнали на его переоборудование мужиков из местечка Свислочь, был уложен настил, по нему пошла техника, в этот же день ремонтников расстреляли...

Действия батальона Хофмана по захвату моста у станции Свислочь были отмечены как самоотверженные в сводке сухопутных сил вермахта. Позже бой за этот мост был описан немцами в многочисленных воспоминания и мемуарах. Разные немецкие источники дают разные данные потерь. Однако наиболее вероятная цифра — около 200 человек.

Наши потери были и большими, и более горькими. Об этом бое не сообщалось в сводках Информбюро, он не вошел в историю войны как образец мужества советского солдата. Когда пришла пора составлять сведения о невозвратных потерях, то никто не взял на себя смелость зачислить 280 бойцов, не вернувшихся из этого боя, в погибшие. Желдорбатовцы ушли на тот свет с формулировкой «пропал без вести в бою». Так было проще. И только местные жители, которым пришлось хоронить их в братской могиле, знали горькую правду.

О сожженных зенитчиках вообще не осталось ни весточки.

Историю эту подняли на свет краеведы Валентина Логвин и Анжела Хлус — сотрудницы Осиповичской районной библиотеки. Документы, воспоминания и снимки, связанные с боем, они привели в книге «Битва за мост». Благодаря им на братской могиле недавно появились мемориальные плиты с именами погибших бойцов 8–го и 14–го железнодорожных батальонов. На них фамилии многих национальностей. Все они для белорусов родные.


Современный вид моста

Краеведы не прекращают поиск. Они надеются вернуть из небытия имена всех погибших участников этого боя, память о котором должна быть достойно увековечена.

Виктор ХУРСИК.

Минск.

Советская Белоруссия № 110 (24992). Суббота, 11 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter