Едва ли не каждую неделю на Гомельщине ловят нелегальных перевозчиков чермета. Что питает этот подпольный бизнес?

Битва за металл

Сотрудники правоохранительных органов уделяют серьезное внимание сфере незаконного оборота металлов. Лом теневые скупщики вывозят на восток. Как решить наболевшую проблему, разбирался корреспондент «НГ».

В обход патрулей

458 тонн черных и цветных металлов задержано в Гомельской области с начала года при сборе и попытке вывоза за рубеж. Основные потребители этого стратегического товара — предприниматели Брянской области. Часть белорусского нелегального вторчермета возвращается в страну через импорт из России. Главный потребитель — жлобинский БМЗ, основная продукция которого металлопрокат, трубы, корд. Чтобы предотвратить утечку сырья, правоохранители проводят регулярные рейды, рассказывает начальник отдела организации раскрытия преступлений УБЭП КМ УВД Гомельского облисполкома Виталий Филиппович:

— Часть нелегалов задерживается непосредственно на трассах. Нельзя, чтобы они доехали до географической границы России. Потому что потом начинают пробираться лесами. Самые активные подпольные сборщики — в Гомельском районе. Они аккумулируют на частных подворьях металлолом из полумиллионного областного центра и промышленного региона вокруг него. Поэтому мы стараемся накрывать точки сбора. Например, недавно в Советском районе Гомеля задержали владельца такой — у него было 9 тонн этого товара.

С начала года в области выявлено 104 правонарушения в данной сфере. Незаконные сделки в зависимости от объемов и участников махинаций могут потянуть не только на административную, но и на уголовную ответственность. Занимаются этим ­«тяжелым промыслом» те, кто нигде официально не работает, многие имеют криминальное прошлое. Если в 90-е уголовники контролировали наркотики, паленый алкоголь, проституцию, то сегодня у ­бывших зэков выбор небольшой. Поэтому левый чермет стал одним из источников дохода вчерашних сидельцев. Но правоохранители с успехом разоблачают их криминальные схемы. 

Приемы против лома

Вычистить дачу или гараж от стального и чугунного мусора — дело времени. Поэтому в пункты приема вторсырья ежедневно приносят и привозят экспонаты прошлого: от «мертвых» роторов до ржавых ванн. В Гомеле по адресу Танковая, 2 можно сдать даже старые машины, там установлены специальные весы. В 2021-м в областном центре и близлежащих районах от населения принято 7500 тонн металлолома, уточняет директор филиала «Гомелькоопвторресурсы» Гомельского областного потребительского общества Василий Винников:

— Схема простая. Бытовой лом принимается без ограничения. Если видим промышленные элементы, например части трактора или станка, — записываем паспортные данные сдающего. Вдруг такие запчасти объявят в розыск, тогда найдут и временного хозяина. Еще пару лет назад в процессе сбора фигурировали частники, которые называли себя представителями госорганизаций. Сегодня четко определены три государственных предприятия, которые могут этим заниматься. Все частные базы, дворы, машины — вне закона.

Использование лома позволяет не только снизить стоимость готового металла в два — четыре раза, но и серьезно уменьшить нагрузку на окружающую среду. В результате около половины стали в мире выплавляется из вторичных черных металлов, а в шихте электросталеплавильного производства доля металлолома составляет примерно 95 %. 

На данный момент зафиксирована цена приемки ценного сырья. Килограмм самой ходовой стали или чугуна потянет на 61 белорусскую копейку. Российские скупщики готовы платить на 27 копеек больше. При грузе 10 тонн это почти на 1100 долларов больше, 100 тонн — на 11 000. Плюс наши восточные соседи не сильно заморачиваются насчет происхождения груза, т.е. никаких паспортных данных.

Нужен общий рынок

Надо отметить, что не стоит представлять ситуацию в черном цвете. На 2021 год госзаказ металлолома в Гомельской области составил больше миллиона тонн. 60 % объемов обеспечивают структуры Минпрома. Еще порядка 23 % различные организации и учреждения. И только около 17 % приходится на население. Специалисты отмечают, что сдача лома физлицами снижается. Это происходит в основном из-за значительной разницы в ценах на него в Беларуси и России, что порождает теневой рынок. Для исправления ситуации в нашей стране в последнее время увеличили цены на 40 %, за счет чего поступления от населения выросли в 2,5 раза. Экономист Николай Дробышевский отмечает непростую экономику процессов:

— Сегодня у нас с Россией формально нет границы. В едином экономическом пространстве любые запретные меры в перспективе окажутся неэффективными. В теории должна быть единая закупочная цена на металл. Белорусские производители обязаны на равных участвовать в государственных российских тендерах по закупке лома и иметь фиксированные квоты. Но давайте пока исходить из реального рынка. Начнем с БМЗ. Белорусское сырье здесь составляет больше половины, остальное — российский импорт. Если закупочные цены выравнять, мы внутренним сырьем не закроем потребности завода, а стоимость продукции повысим. Сделаем ее неконкурентоспособной. Поэтому выгоднее держать низкие закупочные цены на внутреннем рынке, а с вывозами бороться не экономическими, а административно-силовыми методами. Возможно, в будущем экономическая картина изменится.

В то же время факт остается фактом: тысячи тонн лома черного металла каждый год нелегально направляются из Беларуси в Россию. Теневой рынок чермета — это сотни тысяч долларов. Несмотря на все запреты и облавы, прибыльный полукриминальный источник не иссякает. Ежемесячно белорусские милиционеры задерживают караваны с ломом, идущие на восток. 

Металлоломная проблема поднимает много вопросов, которые должны решаться в рамках Евразийского экономического пространства. Наши западные соседи делали подобные шаги еще в середине прошлого века. В 1951 году ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали Парижский договор, согласно которому было учреждено Европейское объединение угля и стали. Возможно, действительно пришло время не силовых, а экономических мер, которые будут обоюдовыгодными для жителей Союзного государства.
600 миллионов тонн в год — объем использования металлолома при производстве стали в мире. Турция является главным планетарным импортером. Следующие за ней — Индия, Корея, США. Беларусь входит в топ-10 стран — импортеров металлолома.
В ТЕМУ

За нелегальный сбор и перевозку за границу металлолома можно ответить по всей строгости закона. Статья 13.1 «Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации, вывоза из Республики Беларусь лома и отходов черных и цветных металлов» (Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) подразумевает штраф до 300 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения. Статья 13.3 «Незаконная предпринимательская деятельность» (того же кодекса) влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения. Есть еще и Уголовный кодекс, здесь по статье 233 (предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения) можно провести за решеткой от 2 до 7 лет.

КСТАТИ

Самую крупную в этом году партию серого металлолома на Гомельщине милиционеры задержали возле деревни Прибор, рядом с областным центром. Гражданин Беларуси перево­зил на фуре с прицепом 40 тонн чермета. Направлялся за рубеж. Правонарушитель задержан, оштрафован, груз изъят. Именно через юго-восток страны проходят основные маршруты нелегальных «металлистов». 


galkovsky@sb.by

Фото УБЭП КМ УВД Гомельского облисполкома
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter