Трамп действует в своем фирменном стиле, сначала максимально повысив ставки в игре и нагнетая до предела напряженность в двусторонних отношениях, а затем перейдя к резкой и неожиданной разрядке. Подобный трюк уже был проделан в отношениях с КНДР.
Что же означает этот новый кульбит трамповской дипломатии и ждет ли американо-китайские отношения оттепель? Собственно, то, что война пошлин станет прелюдией к долгим и сложным переговорам, было понятно с самого начала. Слишком велик экономический и политический вес Китая, и слишком высока зависимость США от китайской продукции, чтобы двусторонние отношения оказались замороженными всерьез и надолго. Скорее всего, развязанная Вашингтоном торговая война была своего рода разведкой боем. США было важно проверить как собственную, так и китайскую экономику в условиях взаимной конфронтации. Ведь чтобы сделать Америку снова великой, нужно понимать степень ее зависимости от торгово-экономических связей с КНР, а также возможности по замещению китайской продукции собственной. Кроме того, важно было понять, насколько критичны торгово-экономические и технологические отношения с США для самого Китая. Исходя из этого, можно выставлять условия для дальнейших переговоров и требовать тех или иных уступок. Понятно, что степень взаимозависимости двух экономик в настоящее время такова, что поддерживать бесконечно долго нынешний режим конфронтации опасно для обеих сторон.
Показателен в этом плане случай с Huawei. Очевидно, что американцев страшит не только экономическая, но и технологическая конкуренция со стороны Китая. США беспрестанно обвиняют КНР в воровстве своих технологий, однако очевидно, что в Китае на глазах вырастает собственная технологическая пирамида, независимая от глобальной, работающей по евроамериканским лекалам. Понятно, что на мировом рынке Китай пока так или иначе вынужден следовать западным стандартам, да и китайские аналоги пока зачастую недотягивают по качеству. Поэтому попытку лишить Huawei доступа к американскому программному продукту, которым пользуется весь мир, также можно считать своего рода проверкой на прочность. Ведь если на внутреннем рынке Китай вполне может обходиться без сервисов Google, то за пределами Поднебесной такая продукция пока не пользуется доверием. С другой стороны, опыт показывает, с какой легкостью мир принял китайские смартфоны (пусть на американских сервисах), китайские автомобили и прочую номенклатуру товаров, на которых еще недавно лейбл Made in China вызывал настороженность и недоверие. По сути, лидерство в информационных технологиях сегодня — последний бастион глобального могущества США. Отступать с этого рубежа больше некуда, и драться за него американцы будут до последнего.
vs.shimoff@gmail.com