Китай и США готовы сойтись в борьбе за лидерство в многополярном мире

Битва титанов

Более 40 лет после окончания Второй мировой войны мир существовал в парадигме двухполярной системы: на одном полюсе находился Советский Союз, возглавлявший обширный соцлагерь, на другом — США во главе лагеря капиталистического. Такой расклад сил был довольно устойчив, и даже серьезные противоречия между находящимися в перманентном противостоянии сверхдержавами не могли привести к разбалансировке. Однако в 1991 году Союз канул в Лету под грузом внешнего давления и внутренних проблем, и США внезапно для самих себя оказались в роли мирового гегемона.

Время мертворожденных

За 30 лет, что прошли с момента победы Америки в холодной войне, Вашингтон успел пообжиться на завоеванном олимпе и свыкнуться с мыслью о собственном непогрешимом превосходстве и праве диктовать свою волю остальному миру. Но нет ничего более склонного к изменению, чем кажущееся постоянным.
Исчезновение СССР с политической карты мира вызвало к жизни интересный феномен. Речь о системной деградации западного мира, лишившегося своего основного конкурента. В отсутствие необходимости постоянно бороться во множестве сфер с таким опасным высокотехнологичным соперником, коим был для США Советский Союз, Америка стала стремительно терять многие жизненно важные компетенции. И происходило это на всех фронтах. Искусство высокой дипломатии уступило место наглому одностороннему диктату, а космические прорывы превратились в показушные запуски электромобилей на околоземную орбиту. Иными словами, однополярный мир во главе с США был обречен уже в момент своего рождения на развалинах двухполярной системы.

Пролетая над гнездом дракона

Кризис нынешнего планетарного порядка стал очевиден во время пандемии COVID‑19 и вышел на новый виток 24 февраля прошлого года, приобретя необратимый характер. Американский политикум, хоть и порядочно деградировавший за последние 30 лет, не может не осознавать коренное изменение обстановки и реагирует соответственно собственному взгляду на роль Вашингтона в нынешнем мироустройстве.

Главная проблема в том, что воззрения властей предержащих сияющего града на холме несколько не соответствуют реальному положению дел. А оно для США теперь хуже, чем было в самые напряженные годы холодной войны. Америка уже намертво увязла в клинче с Россией, затянув в стабильно расширяющуюся воронку конфликта всю Европу и ближайших союзников на других континентах.
С одной стороны, традиционно большую роль в американской политике играет военно‑промышленный комплекс, где сверхприбыли невозможны без постоянных войн с прямым или опосредованным участием США. С другой — элиты, правящие бал на Капитолийском холме, не хотят признавать факт разрушения однополярной системы и готовы идти на любые преступления, дабы сохранить все в нынешнем виде.
Разговор выше неспроста шел о деградации властных кругов Запада, утрате ими способности к стратегическому анализу и долгосрочному планированию. Иначе нельзя объяснить то, что, не решив никоим образом украинский вопрос, США бросают перчатку еще одному опасному противнику — Китаю. Начавшись августовской провокацией старушки Пелоси на Тайване, противостояние вышло на новый уровень в январе — феврале, когда Вашингтоном была запущена масштабная кампания по очернению Поднебесной. Ведется она старыми, но не теряющими актуальности методами. Китайский мирный план, безукоризненная и рабочая схема разрешения украинского кризиса, вдруг оказался чуть ли не написанным под диктовку России и совершенно не учитывающим интересы Киева. Стратегическое партнерство КНР и РФ тоже вызвало недовольство со стороны гегемона. И, конечно, не забывают вашингтонские орлы про главное пугало Индо‑Тихоокеанского региона — Тайвань, которому изо всех сил готовят судьбу Украины.

Однако Поднебесная сейчас меньше всего похожа на мальчика для битья, которого можно безнаказанно провоцировать. На каждый укол со стороны США дается адекватный ответ. Одно озвучивается официально, другое передается по дипломатическим каналам, на третье реагируют СМИ и другие средства донесения позиции руководства КНР. 

Страсти по ковиду

Впрочем, если верхушка американской системы поставила своим апологетам задачу биться лбом в стену китайского спокойствия, то они будут делать это с рвением, достойным лучшего применения. Так, в конце февраля из пыльного чулана трамповских времен был извлечен положенный туда с приходом Байдена к власти тезис о том, что именно КНР несет ответственность за коронавирусную пандемию.

Бывший президент США всячески старался возложить персональную ответственность на Поднебесную и даже называл COVID‑19 исключительно «китайским вирусом». Мотивация была проста: американская система здравоохранения рухнула в объятия ковидного апокалипсиса на многие месяцы, что не замедлило отразиться на экономике страны, и гражданам нужно было срочно объяснить, почему все вышло так плохо. 

Версию о происхождении вызвавшего пандемию микроорганизма из уханьских биолабораторий в этот раз озвучили высокопоставленные источники The Wall Street Journal в минэнерго США. Следом на теме стали спекулировать Национальная лаборатория и даже ФБР. Причем, что интересно, эта конспирологическая версия пошла в ход ровно в момент, когда появились первые детали плана Китая по урегулированию в Украине. Очевидной целью вброса было купирование угрозы начала мирных переговоров и дискредитация КНР как влиятельного актора международных отношений.
Пекин ответил изящно: блистательная представитель МИД Мао Нин еще раз разложила по полочкам результаты работы совместной научной группы в формате Китай — ВОЗ, которая не нашла никаких доказательств искусственного происхождения вируса, а СМИ КНР надавили на очень болезненную для Штатов тему подрыва «Северных потоков».
Журналисты медиагиганта CGTN активно сотрудничают с расследователем Хершем, который и вскрыл вину США в теракте на газопроводах в сентябре минувшего года. Отважный американец выступает в эфирах, излагая подробности дела и высказывая авторитетное мнение о причинах, побудивших Байдена отдать преступный приказ. Кроме того, стараниями сотрудников телеканала материалы расследования были визуализированы в четырехминутный ролик. Он стоит отдельного упоминания, поскольку является образцом современных медиатехнологий, поставленных на службу донесения правды как можно большей аудитории.

Тайваньский рубеж

Однако гордиевым узлом в отношениях сверхдержав по‑прежнему является Тайвань. На словах США вроде бы и уважают концепцию единого Китая, но на деле форсированными темпами готовят Тайбэю роль второго Киева. Причем в последние месяцы накачка оружием и промывка мозгов местным элитам идет в авральном режиме: остров регулярно посещают делегации из США, а на ракеты и снаряды тратятся сотни миллионов долларов.

Только один пакет «помощи» будет стоить Тайваню 619 миллионов. В него войдут 200 ракет «воздух‑воздух» AMRAAM и 100 противорадиолокационных AGM‑88B HARM для истребителей F‑16. Кроме того, в США в этом году поедут обучаться военному делу сразу полтысячи тайваньских военных, что превышает цифры минувшего года в разы, а количество американских инструкторов на самом острове вырастет с примерно 30 до 100 — 200 человек.

Вдобавок над водами разделяющего КНР и Тайвань пролива регулярно летают американские самолеты‑разведчики. Причем нередко они занимаются откровенными провокациями. 24 февраля (совпадение?) на борт P‑8A Poseidon поднялись сразу две съемочные группы американских телеканалов NBC и CNN. Будто по заказу именно в этот раз воздушный соглядатай пересек срединную линию пролива и был немедленно взят на сопровождение китайским истребителем, который недвусмысленно намекнул шпионам, что лучше бы им не проверять мастерство асов НОАК. Уже на следующий день в эфире Поднебесную обвиняли в агрессивной политике, заявив, что самолет выполнял миссию по обеспечению безопасности судоходства.

Кстати, отличный пример американской пропагандистской казуистики. На самом деле, что отлично видно на кадрах сюжета, Poseidon, набитый разведывательной аппаратурой, шпионил за кораблями китайского флота.

Противостояние США и Китая продолжает набирать обороты. Дипломатическая перепалка и взаимные претензии — это только начало. Следующим шагом со стороны Вашингтона с большой долей вероятности станут экономические санкции.

Почву под их введение уже готовят, вбрасывая через СМИ нарратив о том, что Пекин собирается оказать Москве военную помощь в противостоянии с Украиной. Фактически первые шаги уже сделаны. В опубликованном в минувший четверг новом ограничительном списке присутствует несколько компаний из Поднебесной.

В условиях разворачивающейся схватки за лидерство в грядущем многополярном мире своевременной выглядит активизация властей Китая на внешнеполитическом треке. В нее вписываются и визит президента Ирана Ибрахима Раиси в Пекин, и стратегически важная встреча Си Цзиньпина с белорусским лидером, и усилия КНР по урегулированию украинского кризиса. Логичным продолжением выстраивания нового политического полюса будет пока официально не анонсированное, но с высокой долей вероятности ожидаемое посещение главой Поднебесной России.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter