Российские производители сельхозтехники нашли очередной повод пожаловаться на белорусских

Битва комбайнов

С подачи Константина Бабкина российские сельхозмашиностроители хотят развести свое правительство на дополнительные «бабки»

АССОЦИАЦИЯ «Росспецмаш», куда входят 157 машиностроительных предприятий, в числе которых главный конкурент «Гомсельмаша» – «Ростсельмаш», обратилась в правительство с жалобой на белорусских конкурентов. Президент ассоциации Константин Бабкин поставки нашей сельхозтехники называет не иначе как угрозой для развития производства в России.


Стенания наших коллег, стремящихся защитить свой рынок, не новы, понятны и порядком поднадоели. Конкурируйте, господа, а не кляузничайте.

ПЕРВЫЕ звоночки, если немного вникнуть в историю вопроса, прозвучали еще 10 лет назад. Тогда производители сельхозтехники требовали ввести пошлины на импорт наших комбайнов.

В 2009 году ситуация обострилась еще больше: российские коллеги сетовали на господдержку «Гомсельмаша», которая ставит первых в неравные конкурентные условия. Российские власти попробовали исправить ситуацию. Были выделены «Ростсельмашу» банковские кредиты и выполнены требования трехгодичной давности: пошлины подняли с 5 до 15 процентов. Но эти меры исправили ситуацию ненадолго, через год конфликт производителей комбайнов вспыхнул с новой силой.

Характерно, нынешние разборки между «Ростсельмашем» и «Гомсельмашем» в очередной раз инициировали российские производители. Их претензия — увеличение господдержки «Гомсельмашу». Что называется, старая песня о главном. Дескать, если белорусские производители получают поддержку, мы тоже хотим. Логично. Но в чем проблема?

РУКОВОДИТЕЛЬ маркетинг-центра ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Муляр категоричен: «Российский рынок и так защищен серьезными мерами поддержки. Государство субсидирует отрасль, оплачивая сельчанам скидку. Причем дисконт достаточно приличный: в 2013-м и до середины 2015 года — 15 процентов, с середины 2015-го и в 2016 году – до 30, в нынешнем – 15—20 процентов. Бюджет компенсирует сельхозмашиностроителям и часть затрат на транспортировку, подтверждение соответствия международным стандартам продукции, поставляемой на экспорт, введены квоты на импорт зерноуборочных комбайнов, обеспечиваются экспортные гарантии. Кроме того, им возмещается часть затрат на кредиты, полученные на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности. Не говоря уже о госфинансировании экспозиций российских предприятий сельхозмашиностроения на международных выставках».

При такой солидной господдержке с какого перепуга наши коллеги «надели суровое и обиженное лицо»? С такого, что на днях правительство РФ объявило о сокращении госсубсидий с 2018-го. В этом году на программу поддержки потратили 15,7 миллиарда рублей, в следующем по проекту бюджета субсидии сократятся до 8 миллиардов. В октябре Владимир Путин заявил о выделении еще двух миллиардов, но, по оценкам «Росспецмаша», им ежегодно надо не менее 15 миллиардов рублей.

Стоит ли говорить, что один из основных бенефициаров – «Ростсельмаш» — прямой конкурент «Гомсельмаша». И «коврижки» из казны распространяются не на всю белорусскую технику, а только на собираемую в России совместными предприятиями.

Да, из-за постоянно возникающих претензий еще десять лет назад наши производители пошли по пути не прямого импорта в Россию, а открытия совместных сборочных предприятий. СП каждый год повышают уровень локализации, создают рабочие места и, в конце концов, работают в равной степени и на российскую экономику. «Гомсельмаш» сотрудничает более чем с 200 российскими предприятиями по поставкам комплектующих, и в некоторых машинах российский «след» занимает до 80 процентов.

ПО данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в 2016 году рынок зерноуборочных комбайнов в РФ вырос на четверть, до 6,3 тысячи единиц. Доля российских марок занимает более 70 процентов рынка, а продажи комбайнов, изготовленных в России из наших сборочных комплектов, – 19. Что касается нашего чистого импорта, то он значительно снизился — с 411 до 97 единиц. Так чего шумим?

Продукция «Гомсельмаша» конкурентоспособна благодаря в том числе гибким и привлекательным условиям продажи: без залога, система рассрочек, не говоря уже о том, что наша техника на 15—20 процентов дешевле. Предприятие разработало, производит и продает по приемлемым ценам технику для фермеров. Председатель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России Александр Родин: «Аграрии оценили более дешевую и качественную технику соседей, и хорошо, если они смогут ее покупать. Большинство фермеров, когда идет речь о выборе между «Вектором» производства «Ростсельмаша» и белорусским комбайном «Полесье», берут последний».

В апреле «на радость» нашим коллегам появилась интересная информация: предприятия Беларуси смогут участвовать в закупках госкорпораций России. Причем на тех же условиях, что и российские партнеры. В прошлом году правительство РФ приняло постановление, согласно которому в закупках госкорпораций могли принимать участие только россияне. Наше Министерство антимонопольного регулирования и торговли обратилось в Минэкономразвития РФ за разъяснениями, ведь документ нарушает одну из основных свобод ЕАЭС — свободу перемещения товаров и услуг. Российские чиновники ответили в официальном письме: предприятия и товары стран — участниц ЕАЭС будут допускаться к закупкам госкорпораций России на тех же условиях, что и российские товары. И это радует, но пока, кроме писем и слов, ровно ничего не изменилось.

Кто-то явно тянет одеяло в свою сторону, потому что никому не хочется сдавать позиции и рынки. Но пока мы заглядываем друг к другу в карман в ожидании и подсчете поддержек и субсидий, наш куш начнут делить западные импортеры.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter