Есть ли будущее у криптовалюты

Биткоин в помощь

Принятие Декрета о развитии цифровой экономики вызвало настоящий фурор в экспертной среде. Фактически Беларусь стала первой страной, которая регулирует все способы применения блокчейна: смарт-контракты, криптовалюты, криптобиржи и многое другое. Неудивительно, что эта тема стала топовой в рейтинге новостей. Тем более что за прошлый год стоимость биткоина продемонстрировала фантастический рост и все больше людей и организаций хотят на этом заработать. Вообще, ситуация вокруг криптовалют во всем мире стала напоминать азартную игру. 


Одни видят в них будущее цивилизации, другие считают спекулятивным товаром. Так или иначе, равнодушных здесь нет. Уже известны случаи, когда молодые родители называют своих новорожденных в честь той или иной виртуальной валюты. С другой стороны, статистика показывает: майнеры уже добыли почти 16,8 миллиона биткоинов, то есть около 80 процентов этой криптовалюты. Это означает, что вскоре ее запасы будут исчерпаны и стоимость возрастет. Так что же такое криптовалюта: перспективное средство платежа или очередной финансовый пузырь, который может лопнуть в любой момент? Стоит ли вкладывать деньги в биткоины и какое будущее их ждет? 

Запрыгнуть в последний вагон 

Благодаря Декрету № 8 “О развитии цифровой экономики”, который вступит в силу через несколько месяцев, физические лица получат возможность легально покупать и продавать криптовалюты, хранить их и даже майнить — и все это не будет считаться предпринимательской деятельностью. Более того, не придется платить даже подоходный налог, если такие операции принесут физлицу прибыль. Хороший повод взвесить все за и против инвестиций в криптовалюты.

Этот рынок существует без малого десять лет. Пик его развития, несомненно,  пришелся на прошлый год, а история началась в 2008 году, когда некто Сатоши Накамото презентовал общественности самую первую в мире криптовалюту — биткоин. Система, разработанная Сатоши, устроена так, что переводы биткоинов от одного участника к другому не требуют никакого посредничества, поэтому банки, налоговые органы и другие субъекты никак не могут воздействовать на операции участников. Никто не может отменить транзакцию, конфисковать или заморозить биткоины, а эмиссия (то есть выпуск) новых токенов осуществляется самими участниками этой системы без какого бы то ни было участия центробанков и государства. Все базируется на математике и криптографии, человеческий фактор полностью исключен.

Эти особенности присущи биткоину неспроста. Изначально в создании криптовалют лежала мощная идеологическая подоплека. Мало что может рассказать о человеке больше, чем его финансовые операции, поэтому энтузиасты активно продвигали биткоин с целью спрятаться от всевидящего ока государства и сохранить анонимность. Сейчас об этом мало кто вспоминает, но первым относительно крупным интернет-магазином, принимающим биткоин, стала анонимная площадка, торгующая нелегальными товарами, — Silk Road. Ее владелец Уильям Росс Ульбрихт теперь отбывает пожизненное тюремное заключение. 

Впрочем, теперь на первый план выходит отнюдь не анонимность, а инвестиционная привлекательность криптовалют, которых существует уже несколько тысяч видов. В случае долгосрочных инвестиций инвестор приобретает себе токены и терпеливо ждет, когда цена на них вырастет. В какой момент осуществлять продажу, зависит исключительно от аппетитов. Плюсы такого подхода — относительно низкий риск и отсутствие необходимости постоянно отслеживать и прогнозировать рынок. Главный минус — высокие комиссионные издержки при покупке-продаже токенов. 

Суть краткосрочной стратегии заключается в постоянной покупке и продаже криптовалют с целью заработать на краткосрочных колебаниях котировок. Если торговля осуществляется через брокера с использованием контрактов на разницу цен, то получать прибыль можно не только от роста цен, но и от их падения. В данном случае инвестор должен уметь прогнозировать рынок и постоянно держать руку на пульсе. Потенциальная доходность при таком подходе выше, но выше и риски, а вот комиссионные издержки будут менее значительными.

Какую стратегию выбрать и стоит ли вообще связываться с криптовалютами — личное дело каждого, советов тут быть не может. В прошлом году этот рынок демонстрировал шокирующие темпы роста. Например, биткоин за январь — декабрь подорожал в 14 раз, Ethereum — в 90 раз, Ripple — в 370 раз. Редкий актив может похвастаться такими успехами. При этом нужно понимать, что изначально дешевым объектам относительно просто дорожать в десятки и сотни раз, и этот рост вполне может быть обоснованным, если мы имеем дело с чем-то действительно революционным. Так что с уверенностью прогнозировать обвал криптовалютного рынка нельзя, так же как нельзя с уверенностью прогнозировать и дальнейший рост. На самом деле оба сценария — и суперпозитивный, и супернегативный — выглядят вполне реальными и имеют под собой объективные основания. Инвестируя в криптовалюты, инвестор одновременно с возможностью получить высокий доход берет на себя и высокие риски. В перспективе устойчивость котировок может повыситься — к этому приведет рост общей капитализации рынка и ежедневных объемов торгов. Вместе с этим снизятся и риски, и доходность. Ну а пока еще есть возможность успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.

Жанна Кулакова, финансовый консультант TeleTrade 



Слышим звон, да не знаем, где он

В мире огромное количество денег, не связанных с реальным сектором. В основном это деньги от биржевых спекуляций, теневой экономики, банальных взяток, ежегодный объем которых составляет примерно триллион долларов. Именно этот “денежный навес” и стал главной причиной ажиотажа вокруг биткоина. Возникнув как система платежей   для тех, кто не заинтересован афишировать свои сделки и не любит расписываться в ведомости на зарплату и платить налоги, биткоин быстро приобрел и другие функции, что затрудняет его адекватную оценку. Это одновременно и средство платежей, и финансовая пирамида, и акция, и новая форма обналички. Поэтому в разных странах и отношение к нему самое разное: от полной легализации в Японии до почти полного запрета в Китае. 

Если не вдаваться в технические дебри, криптовалюта — это зашифрованная электронная запись в компьютере. Ее отличие от обычной банковской записи в том, что она создается не в банке, где оформляется счет, а непосредственно в сети, что обеспечивает анонимность владельца счета. Тех, кто добывает биткоины с помощью компьютеров и алгоритмов, называют “майнерами” (в переводе с английского — “шахтеры”). Обеспечивая глубокое шифрование денежных переводов, они, по сути, получают деньги за строительство туннеля между теневой и открытой экономикой. В биткоине деньги пропускаются таким образом, что становятся чистыми и им придается видимость законных доходов, так как нельзя установить лицо, являющееся инициатором сделки. Но майнеры об этом не догадываются, так как все действия выполняются специальными программами. Теоретически производить биткоины может любой. Для этого нужно обладать достаточными вычислительными мощностями и вовремя платить за электроэнергию, поскольку, чтобы намайнить один биткоин, нужно сжечь электричества минимум на 1 тысячу долларов. С каждым новым биткоином добыча становится все более энергоемкой. В выгоде тот, кто начал майнить раньше всех. Потому свыше 95% биткоинов принадлежит 5% пользователей. 

При обсуждении этого вопроса, на мой взгляд, уместно руководствоваться китайской пословицей “Если не думать о дальних последствиях, то очень быстро можно столкнуться с ближними неприятностями”. Дело в том, что финансовая система государства является такой же естественной монополией, как и водо-, тепло- и электросети, железные и автомобильные дороги. А приватизация естественных монополий и стратегических инфраструктур, как это доказано мировой экономической теорией и практикой, опасна для общества. Действия частника в борьбе за прибыль могут парализовать смежные отрасли и бизнесы и отрицательно сказаться на благосостоянии населения. 

Одновременно вследствие роста объемов криптовалют будут ослаблены возможности государства по проведению разумной денежной политики, осуществлению  стратегического планирования и управления, чтобы не было дисбаланса между объемами денег и реальными товарами. Ведь финансовый поток — это система регулирования материальных потоков. А сама финансовая система вторична по отношению к реальной экономике. Если не будет реального товара, то и нечем будет торговать ни за рубли, ни за доллары, ни за биткоины. В любой стране денежная база — это совокупность обязательств государства в лице центрального банка, то есть деньги в любом случае выпускаются и обеспечиваются государством. Сейчас же в мире финансов наступает новое время, и государственным банкам и другим регуляторам есть о чем задуматься. 

С другой стороны, несомненно, биткоин и другие многочисленные криптовалюты — это новый этап эволюции денег. Потому что, как и с золотом, количество биткоинов в обращении ограничено добычей. Так устроен алгоритм майнинга. 

Главная фишка биткоина состоит в том, что “каждый каждому банкир”. Аналогично, как и с системой заказа такси Uber. Но это предполагает доверие. Мир стремится к открытости во всех сферах. Это касается происхождения товаров и их движения к потребителю, учета потоков миграции, распределения гуманитарной помощи. В финансовой сфере это связано с борьбой с отмыванием денег, основой которой является все более тесное сотрудничество банковских, таможенных и налоговых служб разных стран. Поэтому в роли некоей тайной валюты у биткоина нет будущего. Но он способен стать инструментом, сокращающим издержки на взаимодействие людей. Ведь экономика — это отношения между людьми, которые должны быть честными, открытыми и справедливыми.

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter