Бить морду - это иногда тоже искусство

Белорусский трюковый театр Вячеслава Аркунова произошел, если вернуться к истокам, из мальчишеских мечтаний о необыкновенной жизни.
Белорусский трюковый театр Вячеслава Аркунова произошел, если вернуться к истокам, из мальчишеских мечтаний о необыкновенной жизни. Наверное, мало кто в нежные свои годы не расшвыривал в воображении банды презренных негодяев и не прыгал через огненные пропасти. Слава Аркунов из Новолукомля отличался в этом смысле от своих сверстников только тем, что мечтания его рано обрели форму строгой жизненной программы, в которой высшая цель - постановка собственных приключенческих фильмов - раскладывалась на последовательно рассчитанные шаги. Матерый уголовник, полицай и просто хамоватый лоботряс без царя в голове, каким Аркунов зачастую выглядит на экране (теперь уже с его участием снято около 60 фильмов), отлично учился в школе, энергетическое училище закончил с красным дипломом, успевая при том одновременно играть в самодеятельном театре, заниматься дзюдо, парусным спортом ("яхтой управляю лучше, чем машиной"), туризмом и скалолазанием.

Нужно заметить, что нет ничего вообще более далекого, чем грубая скудоумная агрессивность и умело, со вкусом, разыгранная по законам искусства драка. Пару лет назад один белорусский режиссер решил сэкономить на каскадерах, поскольку не видел большой разницы между тем и другим; он пригласил для хорошей потасовки подготовленных "качков" - омоновцев. А ребята уж расстарались, устроили перед камерой самый настоящий мордобой. Но ни один кадр из этого поистине устрашающего побоища так и не вошел в фильм! Оказалось, "не лезет" - настолько это все невыразительно и в категориях искусства бессмысленно.

Вячеслав исполняет кинотрюки уже 14 лет, со студенческой скамьи, как поступил на режиссерское отделение Института культуры, и за все это время ни у Вячеслава, ни у товарищей его нет ни одной серьезной травмы. При том, что они и охваченные огнем метались, и в машинах переворачивались, и на "колесе обозрения" висели, воспарив над крышами Минска, и "убивали" один другого зверскими ударами ноги, и выбрасывались спиной вперед из окна с 12-метровой высоты - словом, как только ни уродовались, и ничего - не потеряли ни чувства юмора, ни радости жизни.

Желающих попасть к Аркунову в созданный им трюковый театр - с избытком, а отбор жесткий. Обычно он задает соискателям суровый вопрос: с 5-го этажа прыгнешь? "Прыгну!" - отвечают энтузиасты, не запнувшись. Только трое сказали: "Надо подумать". Вот таких Аркунов и берет. Всякий трюк процентов на 95 - это подготовка. И хотя оставшиеся 5 процентов, самый трюк - остановившееся на миг дыхание, - не есть, разумеется, механический итог тренировок, столярных, слесарных, портняжных и шорных работ, никакой отважный прыжок невозможен без всего предыдущего, без мозолей и пота. В фильме "Алхимики" подготовка недолгого прохода по коридору со всяческими попутными погромами заняла два дня!

Четыре месяца Аркунов вместе с Сергеем Цыбульниковым, засиживаясь иной раз по 8 часов кряду, разрабатывали собственную горючую смесь и добились феноменального успеха. Не так давно американский каскадер получил "Оскара" за то, что в асбестовом костюме под одеждой горел в кадре 45 секунд без перерыва. Это рекорд. Обычно выдерживают 15-20 секунд. Аркунов с товарищами без всякого асбеста в обычном пиджаке горят впечатляющим ярким пламенем с копотью около двух минут! Однажды Вячеслав продемонстрировал американскому режиссеру совсем уж запредельный фокус: облил обнаженную руку неведомой жидкостью и чиркнул зажигалкой - вспыхнуло охватившее все пламя. Не изменившись в лице, некоторое время спустя он сбил огонь и показал руку: кожа даже не покраснела!

Аркуновские друзья-соперники - тульская группа каскадеров - пластом легли, пытаясь разведать тщательно охраняемый секрет. Просили хоть намекнуть, умоляли: скажи, что за компоненты входят в чудодейственную смесь...

Но такими вещами не делятся. Профессиональные секреты - их немало - слишком дорого ребятам даются: собственной жизнью, если на то пошло. Народ вс„ не мальчики - от 25 и до 50, считай, лет, где-то притом служат, а занятия несколько раз в неделю по три часа и более, да в воскресенье полный день. Бывали тяжелые времена, когда фильмы почти не снимались, работы каскадерам не находилось, но и тогда Аркунов послаблений не давал. Изучали актерское мастерство, отрабатывали в бассейне подводный бой, падали, прыгали, лазали по кручам. А сам Аркунов - директор дирекции перспективного вещания на Белорусском телевидении, кстати сказать, - успел между делом подготовить двух чемпионок мира по кик-боксингу.

Речь как будто бы пошла уже о чудесах. И тут, чтобы твердо оставаться на почве реальности, следует вспомнить о принципах. Они многое объясняют. "У меня принцип, - говорит Аркунов, - не подлаживаться под всех, не обращать внимания на праздные разговоры. Если надо - проеду верхом даже на свинье (так было в фильме "Свежина с салютом"). И плевать, что ротозеи над этим смеются! Или вот принцип: уважать людей по их собственному достоинству, а не по чинам и положению. Принцип: не жадничать, не грести все под себя. Принцип: держать слово. Трюковый театр зовут в Польшу на международный рыцарский турнир - хотелось бы, а не едем, раз успели дать обещание сниматься в фильме, пусть даже в пустячном, проходном эпизоде. Принцип: вы можете забрать у меня вс„, забрать имущество, деньги, не знаю что... должность, но со мной останутся мои люди. Их вы у меня не заберете".

Последнее как будто и принципом уже трудно назвать, то есть правилом, но принцип, если вдуматься, это и есть, потому что благородная уверенность во взаимности человеческих отношений берет свое начало в основополагающих, принципиальных понятиях жизни.

Здесь так принято: стоят, скажем, Александр Калачев и Сергей Цыбульников, или Вадим Грищук, или еще кто, разговаривают о своем, вспоминая, быть может, старые розыгрыши и шутки, ставшие уже "семейной" легендой. Вспоминают, как висел Аркунов над пропастью: "А мы - раз! - спустили чуток веревку, когда он потянулся рукой к спасителю, раз - и еще спустили..."; вспоминают, наоборот, как пошутил Аркунов над отупевшей от утомительного многочасового бдения массовкой: подал команду, и шеренга "фашистов" ступила два шага назад, позабыв о песчаном карьере за спиной, - провалилась под землю на глазах изумленного режиссера и всей съемочной группы; вспоминают еще как... На полуслове Саша делает вдруг выпад, а Сергей с мгновенной реакцией его отбивает, начинается убийственно правдоподобный бой, который через две минуты как ни в чем не бывало заканчивается. Как во всякой крепкой, дружной семье, здесь давно уже понимают (и принимают) друг друга без слов.

Как-то Аркунова спросили: ваш любимый боевой прием? Он ответил мгновенно: внезапность. А еще подумав, поправился: слово.

Из любой ситуации можно найти выход. И это опять же принцип. Даже, наверное, больше: идеология. Нечто такое, что он хотел бы донести до людей всем своим творчеством.

Попал он однажды в переплет на проспекте Пушкина: пошел на зеленый свет, а безбожно мчавшаяся БМВ пыталась проскочить дуром, водитель ударил по тормозам - поздно. Аркунов в доли мгновения - больше до смерти не оставалось - понял, увидел все сразу и вспрыгнул на капот, свалившись затем в одно касание в сторону. Так что машина визжала тормозами и дальше, прочерчивая шинами по асфальту свой роковой путь, а сбитый-несбитый - никто ничего не понял - Аркунов встал, чтобы объясниться с водителем.

Не совсем интеллигентно, признаться, объяснился.

И кстати, он так и не посчитал нужным сообщить потрясенному, в шоке, водителю, что каскадер. Да и зачем - пожалуй, это была бы излишняя и недостоверная информация. В официальном списке профессия "каскадер" не значится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter