Белорусская делегация дегустировала немецкую мясомолочную продукцию

Биойогурты от инвалидов, мясник Мюллер и бранденбургские волки

СТРАННОЕ на сей раз послевкусие всемирной выставки: зрелище грандиозное, вкусное, шумное, а как будто чего-то не хватает. Особенно — в этот 82-й раз. Нет, все презентации, начиная с 1926 года, мне посетить, конечно, не посчастливилось. Но даже третий, кажется, просмотр навевал мысли более скучные, чем, скажем, предыдущий. Да и, как выяснилось, не один я так думал. Многие аграрии из белорусской делегации (а нас, напомню, было под девяносто — руководителей, специалистов сельхозпредприятий и мясо-молочной переработки) в один голос давали скромную оценку. Не увиденному — нет, а, скорее, тому, что увидеть хотелось. Дегустация с демонстрацией пищевой промышленности — хорошо, торговые прилавки с национальной кухней — еще лучше, и даже отдельные павильоны с живностью, техникой — превосходно! Но я сразу понял, производственникам до мозга костей не хватало конкретных цехов, ферм, лабораторий — немецких, польских. Чтобы оценить своими глазами, где и как большинство выставленного на прилавках делается, намного ли отличается от того, где и как это же самое делается у нас.

Благо программа европейского семинара, грамотно составленная двумя крестьянскими сообществами — белорусским и земли Бранденбург, — предусматривала и это. После двух дней праздного любопытства в берлинском выставочном центре Messe Berlin нас разбили на группы и поместили в привычную среду. Все сразу стало на свои места.

«Круглый стол» на социальнуютему на молочном комбинате

Еще по дороге на молочный комбинат, примерно в 70 километрах от Берлина — сразу за бывшим гэдээровским городом Бернау, Йоахим Коль, координатор Крестьянского союза земли Бранденбург, объяснил причину выбора маршрута. В Германии сейчас в тренде еще более активное интегрирование инвалидов. Вообще, движению более ста лет: еще в 1905 году священники евангелистской церкви решили убрать с берлинских улиц инвалидов, дать им крышу, кусок хлеба и работу. С тех пор в этом обществе более 850 социально адаптированных личностей. 24 из них трудятся на молочном комбинате под Бернау.

Вот ведь какие системные чудаки эти немцы! На молочное производство — инвалидов, причем не только с физическими недостатками, но и с умственными. Как по-нашему, такое просто невозможно, там не всякий и полноценный справится. Оказывается, стоит только захотеть…

Линия йогуртов на молочном комбинате Lobetaler

Правда, по словам социального педагога комбината Михаэлы Ниманн, которая провела для нас экскурсию, инвалиды здесь выполняют подручные работы. Но — непосредственно в цеху готовой продукции, где разливается молоко, готовятся йогурты, сметана, творог. Более того, предприятие сертифицировано на производство исключительно биопродукции, и все операции делаются только вручную. Торговые сети через заказы доставляют «молочку», бывает, берлинцы сами приезжают сюда в фирменный магазин за покупками. Сырье? В округе два небольших фермерских хозяйства на 200 коров, молоко оттуда. Есть и своя земля у комбината, где занимаются органическим земледелием.

Собственно, ничего нового в привычном немецком понимании.  А вот какие бонусы у инвалидов, что может быть интересно нашим социальным службам, да и самим руководителям производств?

Комбинат не платит налогов вообще. Кроме того, государство предоставляет бонусы за педагогическое сопровождение и вносит за инвалидов страховые взносы, что гарантирует им впоследствии выплаты пенсий (возраст работающих от 19 до 60 лет). Зарплата? Она скромная, особенно если учесть, что шесть инвалидов обслуживают всего одно рабочее место. Но все они очень довольны. Мы наблюдали, как старательно и гордо выполняют все операции эти не забытые обществом и занятые полезным трудом люди.


Руководитель производства торговой компании RECKE Кристиан МЮЛЛЕР

Может быть, большого производственного опыта на молочном комбинате мы и не почерпнули, более того, поначалу даже немножко удивились: зачем нам это показали? И лишь в процессе дискуссии поняли: в том числе и этот немецкий подход дает нам в руки ключ к решению некоторых социальных проблем. Да и просто важен чисто человеческий фактор!

У МЮЛЛЕРА было совсем по-другому. В мясе разбираемся мы все, а вот в его современной переработке — лишь избранные. Поэтому основную дискуссию на берлинском мясокомбинате вели, естественно, коллеги технолога и руководителя производства Кристиана Мюллера. Да какую жаркую дискуссию! Даже серьезные минусы холодильных камер и цехов не могли остудить профессиональный диалог. Надо отдать должное мяснику Мюллеру, он ничего не скрывал и все показывал. Опустим некоторые реплики наших вышколенных производственников типа «нет на вас санитарного контроля». Судя по всему, немцев эти мелочи, за которые у нас иногда закрывают предприятия, не очень волновали, зато технологии у них стояли во главе угла.

Белорусские участники семинара на мясокомбинате в Берлине

Директор Могилевского мясокомбината  Владимир Латыговский, ведущий специалист могилевского «Мясомолпрома» Елена Коваленко, директор верхнедвинского ОАО «Шайтерово» Михаил Гумненков, заместитель директора Городокской птицефабрики Галина Осипова и заместитель главы фермерского хозяйства «Василек» Дзержинского района Дмитрий Вергейчик записывали и фотографировали каждую операцию, задавали десятки вопросов по рецептуре, срокам хранения, стандартам разделки, температурному режиму и влажности. Мюллер свое дело знал крепко. 

Только однажды он улучил момент и спросил  белорусских коллег: «А вы такое делаете?» Он имел в виду особое мясо, которое комбинат поставляет в сеть дорогих ресторанов Берлина. Нет, оно, как ни странно, не мраморное. Три недели созревает в камере при температуре от 0 до 2 градусов тепла с надлежащей вентиляцией и покрывается черным налетом. Потом налет срезают, мясо на косточке фасуют и отправляют деликатес в фешенебельные заведения, где он, приготовленный, очень дорого стоит. Мюллер слышал, что в России много богачей, и почему нам не зарабатывать на этом?  Нет, мы — не Россия, у нас богачей мало, и при желании они могут приехать на ужин в Германию…

Мясокомбинат этот скромный по меркам могилевских коллег: производит в год 500 тонн продукции 150 наименований. Но, в отличие от нашего, вообще он реализует 3 тысячи видов  продукции — покупает и перепродает. Причем мясо сюда идет почти со всего мира — США, Бразилии, Аргентины, Европы. Что интересовало нас еще, так это зарплата. И снова ничего похожего — она совсем не зависит от выработки: 40-часовая рабочая неделя по 9 евро за час. За дополнительно отработанное время — 25-процентная надбавка, за ночные смены — вдвойне.

Социальный педагог молочного комбината Михаэла НИМАНН

ВПРОЧЕМ, нашли мы и много похожего у немецких производителей. Это и понятно, белорусы, по крайней мере большинство, работают по мировым технологиям, и сегодня лишь в отдельных деталях и особенностях разнятся подходы.  Даже волки нас одинаково достают, лишая мясокомбинаты части потенциального сырья, и тут уж прогресс бессилен. Во всяком случае, президент Крестьянского союза земли Бранденбург Гендрик Вендорф  во время встречи наших делегаций в Берлине пожаловался, как водится и у нас, на погоду, химию, цепь банкротств и… хищников. Волки из лесов вернулись ближе к фермам и наносят большой ущерб и животным, и людям.

Вот такой он — хваленый немецкий порядок. Оказывается, волков стрелять не разрешает закон. Ну а их преступления излишне демократичные бауэры готовы терпеть и дальше. Да простит меня все прогрессивное человечество, но чем-то эта проблема напомнила мне ситуацию с массовым нашествием беженцев в Германию…

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА «ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

Татьяна МОРОЗОВА, заместитель председателя Могилевского облсельхозпрода:

— Мне уже приходилось изучать опыт Израиля, Германии. И это приглашение Белорусского крестьянского совета приняла с благодарностью. Не только я – целая группа специалистов Могилевщины. Их прежде всего интересует опыт производства молока, для региона это сегодня одна из важнейших тем. Да, и у нас есть предприятия, которые возглавляют думающие руководители. Там все технологии в животноводстве строго соблюдены. Вот если бы все так… Мотивы, которые движут собственником и несобственником, конечно, отличаются. Но и работая по найму, тоже надо быть  нацеленным на получение максимума прибыли. И количество занятых в сельхозпроизводстве людей у нас порой чрезмерно. Отсюда – затраты, себестоимость. По возвращении из этой загранкомандировки мы подробно и тщательно в целом оценим ее итоги и выработаем рекомендации. Тем, кто был с нами на «Зеленой неделе-2017» и сельхозпредприятиях Германии, Польши, это более понятно, а вот остальным тоже надо ехать, смотреть, учиться. И вовсе не обязательно за границу, опыта передового, как я сказала, хватает в наших регионах. 

Алексей СКАКУН, председатель Белорусского крестьянского совета:

— Замечание у меня такое к организаторам выставки: надо больше показывать производство продукции, а не саму продукцию, пусть и хорошую. Это важно моим коллегам. Надо ехать на место, что мы и делаем. Вот поедем в Польшу, к Мрозу, там – холдинг, живое дело, постоянно в развитии. Польскому руководителю, правда, легче работать, у него все свое, включая и землю. А над нами, председателями, слишком много начальства, что тормозит принятие решений. Пока согласуем, обязательно загубим. Надо больше доверять руководителю хозяйства. Или вообще доверять.

Михаил СТРАПКО, директор ОАО «Видомлянское» Каменецкого района:

— «Зеленая неделя» порадовала, но не настолько, как несколько лет назад. Не хватало большей презентации сельхозтехники. Но сильно представлено животноводство в этот раз – молочное, откорм. Особенно понравился так называемый мраморный скот – французские, голландские породы. Несколько раз возвращался к этим павильонам. Доильные залы были широко представлены. Ничем особенным меня и коллег они не удивили. У нас на Брестчине или Гродненщине уже можно иной раз больше увидеть, чем на всемирной выставке. И все равно ехать надо, смотреть, заимствовать каждую мелочь. Поэтому очень благодарен Белорусскому крестьянскому совету за организацию семинара.

Михаил ГУМНЕНКОВ, директор ОАО «Шайтерово» Верхнедвинского района:

— Цель семинара именно в том, чтобы посмотреть такие небольшие производства, как мясокомбинат в Берлине. У нас  свинокомплекс на 20 тысяч свиней. Есть свой цех по переработке, мы его модернизируем, развиваем торговую сеть. Увидел немецкие подходы и делаю вывод: мы на правильном пути. Надо будет дома кое-что подкорректировать, делаем проект реконструкции, чтобы больше выпускать востребованной продукции.

Владимир ЛАТЫГОВСКИЙ, директор ОАО «Могилевский мясокомбинат»:

— Сроки хранения, сырье, технологии – очень полезные наблюдения на мясокомбинате в Берлине. И упаковка готовой продукции для отправки в торговую сеть. У немцев направленность больше на натуральность продукта. И очень широкий ассортимент наименований, которые они вырабатывают небольшими партиями, под потребность. Они более раскрепощены в санитарных требованиях там, где это не обязательно. А вот в критических точках – строги, как никто. Все более чем стерильно. Сроки реализации говорят сами за себя: чем выше они, тем более востребована продукция на рынке. Здесь все идет в реализацию фасованное и в охлажденном виде.

Дмитрий ВЕРГЕЙЧИК, заместитель главы фермерского хозяйства «Василек» Дзержинского района:

— Очень высокотехнологичные цеха в Берлине. Везде у них порядок, все на своих местах. У нас есть такого уровня производство мяса. Скоро откроем дополнительные мощности. Особенно заинтересовала мойка тары.

Минск — Берлин — Дольск — Минск

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter