Биомасса превращается… в евро?

ЭТО растение традиционно растет в поймах рек, озер Беларуси. Его главное природное предназначение, оказывается, — фильтрация воды. Никто бы и подумать не мог, что высокие ломкие стебли тростника «забирают» из водоемов и рек азот, фосфор, калий. А это особенно актуально для тех мест, где работают животноводческие комплексы и требуется постоянная очистка сточных вод. — Вникать в эту наполовину экологическую, наполовину аграрную проблему я начал еще в университете, — рассказал корреспонденту «БН» Сергей КРУТЬКО, получивший высшее образование на географическом факультете Белорусского государственного университета.

Молодой ученый Сергей Крутько знает, как стране заработать на тростнике.

ЭТО растение традиционно растет в поймах рек, озер Беларуси. Его главное природное предназначение, оказывается, — фильтрация воды. Никто бы и подумать не мог, что высокие ломкие стебли тростника «забирают» из водоемов и рек азот, фосфор, калий. А это особенно актуально для тех мест, где работают животноводческие комплексы и требуется постоянная очистка сточных вод. — Вникать в эту наполовину экологическую, наполовину аграрную проблему я начал еще в университете, — рассказал корреспонденту «БН» Сергей КРУТЬКО, получивший высшее образование на географическом факультете Белорусского государственного университета.

— Исследования из простых курсовых работ выросли в целый диплом, за который, кстати, я был удостоен звания лауреата первой степени Республиканского конкурса научных работ студентов. Продолжил дальше «копаться» в проблеме и защитил кандидатскую в Институте мелиорации, где работаю и сейчас. Уже семь месяцев исполняю обязанности заведующего лабораторией использования осушенных минеральных земель. Со своей научной темой прошел все  «ученые» ступеньки, начиная с младшего научного сотрудника.

В своем фундаментальном исследовании Сергей Крутько разработал биоинженерные сооружения для конкретного хозяйства — КУСХП «Северный» Городокского района. Там такие сооружения и были установлены впервые в Беларуси! Принцип их работы — задействовать тростник и рогоз, которыми буквально «усыпаны» поймы рек и берега озер, чтобы за счет этих растений оздоравливать окружающую среду от стоков животноводческих комплексов. Сергей и сейчас занимается этой темой, развивает ее, готовясь защищать докторскую. А еще в родном Институте мелиорации занимается общественной деятельностью — возглавляет Совет молодых ученых научного центра. И это принесло 34-летнему Сергею Крутько определенные «дивиденды»: однажды на Совете молодых ученых Национальной академии наук Беларуси исследователь услышал об уникальном проекте БРСМ «100 идей для Беларуси». И загорелся — выдвинул на суд экспертного совета свой проект, заострив внимание на тростнике как на неиспользуемом природном ресурсе.

— По сути, я не сказал здесь ничего нового, может, просто обобщил, — скромничает Сергей. — На «Северном» у нас по технологии в работе биоинженерных сооружений задействован тростник. Это фильтр. Но куда деть отработавшую биомассу? И нашел несколько решений, на которых мы можем не только хорошенько подзаработать, но и занять сельское население зимой. Почему? Потому что тростник надо собирать, как он провегетирует. К тому же, если мы удалим его из акватории водоема, то автоматически спасем озеро или реку от зарастания.

Первый вариант полезного использования тростника, предлагаемый Сергеем Крутько, — это продажа за границу, например, в Европу и Россию. На таких сделках, к слову, уже зарабатывает, и неплохо, соседка Украина, где бизнесмены собирают тростник. А Голландия это растение выращивает специально. Так вот, в Европе и России такой природный материал нынче в моде — экологичен. Из него делают целые крыши! То есть тростник может использоваться в строительстве для устройства кровель. Благо современные химические препараты позволяют обработать растение так, что сухие стебли становятся абсолютно негорючим материалом. К тому же это дорогое удовольствие: в Беларуси всего пару фирм занимаются такими работами. И ценники, мягко говоря, впечатляют: 100 евро за квадратный метр тростниковой кровли! Вот Сергей Крутько и предлагает создать производство по выработке нового вида экологически чистого строительного и кровельного материала — камышита.

Менее простое применение тростника как экономически выгодного ресурса — энергетическое. Мы собираем растение и отправляем на деревоперерабатывающее предприятие, которое измельчает, гранулирует, прессует его — и получаются пеллеты, или топливные брикеты. Сбор тростника лучше осуществлять зимой, когда влажность для переработки растения оптимальная.

— Многое зависит от белорусских ученых, то есть разработки ими тростниковой косилки, позволяющей добывать растение, — рассуждает Сергей Крутько. — Это процесс трудоемкий, затратный. Плюс нужно произвести плантационные исследования, хотя логично, что тростник растет и на той же Припяти, и на крупных озерах Витебской области. Все вопросы мы «обсчитали»: требуется 350 миллионов рублей в год.

Пройдет ли проект Сергея Крутько (он, к слову, родом с Вилейщины), пока неизвестно. Однако экспертный совет «100 идей для Беларуси» считает, что поднятая молодым ученым экологическая проблема действительно может производить определенный экономический эффект. Положительный.

МНЕНИЕ В ТЕМУ

Сергей ЛАТЫШЕВ, изобретатель и рационализатор, автор летающего автомобиля и более 50 запатентованных изобретений, член экспертного совета проекта «100 идей для Беларуси»:

— Когда мне предложили поучаствовать в проекте в качестве эксперта, закралось сомнение: не напрасно ли время потрачу? Проект показывает, что нет! А также то, что у нас есть пласт молодежи, который точно не свернет с пути научного, изобретательского, творческого. С другой стороны — наше государство получит ценные кадры, которые постепенно войдут уже в постиндустриальное общество, где более высоко ценится интеллектуальный труд, а не «бери побольше — и кидай подальше».

Если в идее есть хоть какое-то маленькое рациональное зерно, мы добавим туда что-то, поэтому проект каждого, кто пришел в эту программу,  необходимо внимательно изучить и начать работу. Сегодня нам важна не мировая пальма первенства. Главное — оставить молодежь в науке. А ведь молодые ищут, в чем реализоваться, и если видят, что ими интересуются, помогают, значит, мы на верном пути.

Проект «100 идей для Беларуси» продлен до декабря. Дерзайте!

Татьяна УСКОВА, «БН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter