В Пинске проходит суд по делу об убийстве фермера

Били битой, стреляли из пистолета, жгли бензином

В АГРОГОРОДКЕ Молотковичи Пинского района об этом говорят тихо, вполголоса, еще, похоже, не опомнившись от шока. Рождественский день7 января 2015 года стал настоящим кошмаром для жителей. Сначала стало известно о загадочном исчезновении местного фермера Александра Березявко. Потом на изуродованное, обожженное тело 27-летнего парня случайно наткнулся охотник в лесном массиве южнее ивановской деревни Оброво.



ПРАВООХРАНИТЕЛИ быстро вышли на след преступников. Выяснили, что несколько лет назад фермер одолжил 14 тысяч евро у молотковичского дельца Анатолия Якубчика. Возвращал частями. Отдал 10 тысяч евро, но проценты по долгу росли как снежный ком. Якубчик подсчитал, что на начало нынешнего года фермер обязан вернуть ему 70 тысяч евро (!) и решил истребовать всю сумму сразу.

Эти подробности были озвучены на заседании судебной коллегии по уголовным делам Брестского областного суда. Началось оно с того, что суд прекратил уголовное дело в отношении Анатолия Якубчика в связи с тем, что недавно тот покончил жизнь самоубийством в одиночной камере Барановичского следственного изолятора. На скамье подсудимых остались двое других обвиняемых — 20-летний сын Якубчика Эдуард и его друг из Пинска Леонид Головач.

При чем здесь они? В ходе следствия установлено, что именно им Якубчик-старший велел найти Александра Березявко и доставить к нему на «беседу». Головач, дававший показания на суде, рассказал, что до встречи с приятелем он был в гостях у своей девушки. Купил подруге цветы, конфеты, а потом повздорил с ней. Уйдя, позвонил по мобильнику Эдику и попросил подбросить домой.

Приятель на просьбу откликнулся, но для начала предложил подъехать в Молотковичи. Там, мол, есть одно дельце.

По дороге Якубчик- младший рассказал товарищу, что его отец хочет поговорить с одним человеком, но тот постоянно скрывается. Надо бы его найти. Эдик описал приметы фермера: низкого роста, щуплый, в очках, ходит в вязаной шапке…

На машине молодые люди подъехали к кафе «Тополек», что рядом с железнодорожной станцией Молотковичи. Леонид направился к кафе, чтобы купить воды. Там он и увидел Александра Березявко. Среди посетителей, которых было около десяти, фермера он узнал с первого взгляда. Купив воды и вернувшись к приятелю, рассказал, что интересующий его человек сидит в кафе за столиком.

Эдуард позвонил отцу и стал ждать, пока жертва выйдет на улицу. Через некоторое время человек, похожий на фермера, показался в темноте. Он шел прямо к железнодорожному пути, за которым стоял автомобиль.

«Эдик взял биту из-под сиденья и пошел к нему, — пояснил в ходе дачи показаний Леонид Головач. — Я только видел, как он замахнулся. Там было темно».

Головач рассказал, как помогал другу уложить мужчину в багажник авто. 

Березявко упирался, кричал: «Пацаны! Не надо, я все отдам, отпустите меня!» Головач в своих показаниях утверждал, что не сразу понял смысл этих слов, ибо поначалу якобы не знал ни о каком долге. Просто подумал, что отец Эдика хочет поговорить со своим знакомым. Правда, на закономерный вопрос о том, почему на разговор мужчину пришлось везти в багажнике, обвиняемый дать вразумительного ответа так и не смог.

Фермер изнутри стучал рукой по крышке багажника, что-то кричал. Молодые люди тем временем выехали за Молотковичи. Эдуард позвонил отцу, сказал, что нужный тому человек уже у них, его можно забирать.

С Якубчиком-старшим встретились на гравийной дороге, где-то за Молотковичами, куда тот подъехал на своем авто. Леонид Головач пояснил суду, что Эдуард с отцом перетащили фермера в багажник другой машины. Сам он якобы стоял в стороне и не видел, как все происходило, только слышал характерные звуки.

Анатолий Якубчик со своей жертвой поехал дальше по гравийке. Парни вернулись в Молотковичи, но тут отец позвонил Эдику на мобильный телефон. Велел возвращаться, помочь связать фермера. По словам Головача, он и на этот раз оставался в стороне. Затем Эдуард сел в машину к отцу, и вместе они поехали дальше по дороге. Леонид на автомобиле друга направился вслед за ними.

По пути он отстал, позвонил Анатолию. Тот закомандовал ехать в сторону Иваново и добавил, что будет ждать на обочине с включенной «аварийкой».

— Когда я их нашел, отец Эдика велел перейти к нему в машину, — продолжал Головач. – Я сел сзади за водителем. Не спросил, для чего…

КОГДА машина остановилась в какой-то темной глуши, Леонид вышел из салона и намекнул Эдуарду, что в дела старших им теперь не нужно вмешиваться.

— Я сказал, это не наше дело, — пояснил обвиняемый суду. — Березявко говорил отцу Эдика: «Толик, отпусти меня! Я все отдам». Я понял, что речь шла о деньгах.

Со слов Головача, вместе с приятелем он отошел назад, в сторону дороги, и того, что происходило дальше, не видел. Судья Нина Герасимук напомнила обвиняемому, что прежде в своих показаниях он утверждал, что слышал выстрелы.

— Я сказал о выстрелах, потому что оперативный сотрудник упоминал о них, — ответил Головач.

Противоречивость показаний заставила судью усомниться в искренности подсудимого.

После замечания Нины Герасимук обвиняемый сделал несколько уточнений, уверяя в том, что теперь он действительно говорит правду. Однако почему на начальном этапе следствия он строил свои показания несколько иначе? Изначально Леонид Головач утверждал, что, уйдя от подруги и выпив 200 граммов коньяка, долгое время спал в машине у Эдуарда Якубчика, потому, мол, ничего не помнит.

Улики же, предъявленные оперативниками и экспертами, убедили самого фигуранта уголовного дела в том, что его версия ложная. Суду, например, стала известна такая деталь. После того как убийство уже было совершено, Головач помогал Якубчику-младшему сжигать биты и другие орудия преступления (это Эдуарду велел сделать отец). Возле костра обнаружен окурок, брошенный Леонидом. Если бы он спал в машине, то никак не смог бы его оставить.

В показаниях Головача были и другие несовпадения. Поэтому и судья Нина Герасимук, и гособвинитель, старший прокурор отдела прокуратуры Брестской области Геннадий Бурый часто задавали ему дополнительные вопросы. Обвиняемый признал, что вместе со своим другом похитил человека:

— То, что мы затащили его в багажник, преступление. Но его не убивали.

Эдуард Якубчик дать какие-либо показания суду отказался, сославшись на плохое самочувствие.

Когда судья зачитывала материалы уголовного дела, от приводимых подробностей становилось жутко. На заседание пригласили судмедэксперта. Патронные гильзы, фрагменты обгоревшего тела свидетельствовали о том, что в лесном массиве рядом с автодорогой Гомель—Кобрин, южнее деревни Оброво, случилось что-то страшное. Из переделанного травматического пистолета в похищенного фермера стреляли 7 раз. Еще живого облили бензином и подожгли.

ЖИТЕЛИ Молотковичей, с которыми довелось пообщаться, не могут понять, как в подобном преступлении мог участвовать парень, который учился в воскресной школе и, кажется, должен был на всю жизнь усвоить главные библейские истины: не убий, не укради…

С родственниками повесившегося в камере Анатолия Якубчика в агрогородке не общаются. Люди говорят, что тот часто ездил в Россию, где решал свои темные дела. Почему Александр Березявко обратился к нему за помощью, сегодня сказать никто не берется. Участок земли фермер арендовал в соседнем сельсовете. Дела у него шли не очень хорошо, поэтому для решения проблем, вероятно, и понадобились деньги.

После трагедии у матери убитого фермера Надежды Николаевны пошатнулось здоровье.

— Саша был у нее единственным сыном, — говорит заведующая Молотковичской врачебной амбулаторией Алла Локун. – Мы жили по соседству. Хлопот он никому не доставлял, был вежливым, отзывчивым. И вот на Рождество погиб при страшных обстоятельствах. Бедная мама часто ходит на кладбище, носит свежие цветы на его могилку.

Председатель Молотковичского сельсовета Александр Курильчик рассказывает, что подобных трагедий в этих местах еще никогда не было:

— Спокойный, благоустроенный, уютный агрогородок. Когда-то он был даже райцентром. В последнее время, к сожалению, у нас слишком много криминальных новостей.

В марте нынешнего года, буквально через два месяца после январской трагедии, житель поселка в пьяном угаре убил председателя местного СПК «Молотковичи». Однако это уже другая история…

kurec.a@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter