Билет в... холодильник

Почему на междугородные маршруты выезжают микроавтобусы–«оборотни»?
После 30–градусных январских морозов, февральские 11 — 17 ниже нуля большого беспокойства вроде не вызывают. Тем не менее многим холод доставляет немало неприятностей. В частности, пассажирам микроавтобусов, курсирующих по междугородным маршрутам.

На днях мне пришлось более четырех часов ехать из Гродно в Минск в весьма экстремальной маршрутке: температура в салоне если и превышала нулевую отметку, то ненамного. Мои ноги, одетые в несколько пар шерстяных носков, к концу дороги промерзли до костей, руки в меховых перчатках окоченели до боли, а нос долго потом не мог приобрести свой естественный цвет. На все просьбы поддать тепла водитель отвечал: печка работает на полную катушку, и не его вина, что на пассажиров не хватает. Женщина, вышедшая тогда вместе со мной на конечной остановке в Минске, не знала, что ей делать — назад надо ехать с маленьким ребенком: «Говорят, что в Гродно отсюда идет один теплый автобус, но как угадать какой? Ведь в кассе не скажут». Что правда, то правда. Как раз при покупке билета на «замороженную» маршрутку кассир меня заверяла, что буду в ней себя чувствовать весьма комфортно, мол, в автомобиле прекрасная система отопления. Кстати, заведующий отделом по управлению энергетическим комплексом и коммуникациям комитета экономики Гродненского облисполкома Юрий Соболь также убеждал меня в том, что «только частники пренебрегают отоплением в салонах, а все микроавтобусы «Гроднооблавтотранса» оснащены системой обогрева». И только узнав, что мои претензии именно к этому, подведомственному облисполкому предприятию, признался, что в большинстве государственных маршруток обогреватели есть, но не работают из–за отсутствия денег на их починку.

Впрочем, нередко грешат пренебрежением к обогреву пассажиров и частники. Переделывают, к примеру, под маршрутки грузовые микроавтобусы: устанавливают дополнительные кресла, прорезают окна, но вот отопление провести — это уже роскошь. А ведь таких «оборотней» — около половины из всех курсирующих между городами «микронов». Как–то раз водитель–частник, у которого я была единственной пассажиркой, заметив мое окоченевшее состояние, предложил занять место рядом с собой: там во всю трудился обогреватель. Он же и объяснил мне, что система отопления салона — дорогое удовольствие. «Ведь пассажирам что? — оправдывался шофер, он же владелец машины. — Несколько часов отмучился, приехал на место, попил горячего чайку и все забыл, а мне на систему отопления придется месяцами зарабатывать. Моей печки хватает, чтобы поднять в салоне температуру на 10 градусов. Этого обычно достаточно, ведь крепкие морозы у нас редки».

Специалисты Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья заверяют, что никаких санитарных норм по температуре в салонах междугородного транспорта не существует, им вторят и работники транспортной сферы. Правда, не отрицают, что, покупая автобусный билет, пассажир приобретает и право на комфортную поездку. Но комфорт — понятие растяжимое. А цифр, которые могли бы уложить это субъективное понятие в официальные, прикладные, так сказать, рамки, — нет. Поэтому претензий к маршруткам– «холодильникам» не имеется ни у техников, ни у врачей, ни у ГАИ. Вот если бы салон был предназначен для перевозки какого–нибудь товара, тогда бы владельцу пришлось потрудиться, чтобы «подогнать» температурный режим до вполне конкретного норматива. Ведь товар может испортиться, а люди... Считается, что пассажирам все нипочем?!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter