Билет в броне

Об отпускном сезоне

Отпускной сезон. Если сегодня составить рейтинг самых популярных вопросов, первые строчки заняли бы «где отдохнуть?» и «как добраться?». Турфирмы, в принципе, решают оба. Но немало наших земляков предпочитают отпуск проводить по старинке. Своим ходом к морю, а там как карта ляжет. И вот терзает отпускник телефон, пытаясь дозвониться в службу бронирования билетов. Пробовали?


Если речь о железной дороге, то не всегда спасут 9 операторов на приеме. Кстати, в прошлом году их было шесть. Короткие гудки порой приходится слушать часами. Но вот счастье улыбнулось — ответили. И пусть успели ухватить последние три места. Пусть возле туалета. Главное, что сделали первый шаг к солнечному пляжу. Спешишь выкупать билеты (на размышление отведено двое суток). Ждешь дня отъезда. Вместе с ним приходит и первое разочарование. Вагон на треть пустой и более комфортных мест в избытке.


С еще одной ситуацией столкнулась лично совсем недавно. Покупала авиабилет Минск — Киев — Минск. Но единственное, что мне предложили, — бизнес–класс. Билет, разумеется, последний. Размышлять было некогда и пришлось раскошелиться. А заходя в самолет, расстроилась от обилия свободных кресел в «экономе». Какая первая мысль придет в голову в подобных ситуациях? Неужели на мне хотят нажиться, вынуждая приобретать билет подороже... А на поезд предлагают покупать «места второго сорта», зная — те, что получше, и так разойдутся. Ведь цена–то одна...


Невеселыми мыслями я поделилась со специалистом пассажирской службы управления железной дороги Галиной Рябушко. Пришла к выводу, что корень проблемы может оказаться в так называемом технологическом резерве. 10 процентов мест в поезде предварительно раскупаться не должны. Мало ли какие экстренные случаи бывают. И если этот запас остается невостребованным, то поступает в продажу за 3 часа до отправления поезда. Но «экстремалов», готовых с чемоданами в руках ловить уходящий состав, не так много. Поэтому и остаются пустые полки в вагонах. К тому же кто–то еще может отказаться от поездки и вернуть билет.


Насчет «дырок» в самолетах я консультировалась с ведущим специалистом по коммерческой деятельности «Белавиа» Людмилой Пронович. Казалось, что свободные места на рейсе могут появиться потому, что кто–то передумал лететь. Часто много пустующих кресел появляется, когда меняют борт. Планировалось, что полетит 50–местный СRJ, а вместо него в небо взмыл 100–местный «Боинг». Но в целом «Белавиа» работает ритмично. Проведен даже опрос среди знакомых — в адрес компании слышатся в основном благодарности...


Кстати, и у железнодорожников, и у авиаторов есть еще один схожий источник появления пустых мест. Перевозчики работают в контакте с партнерами, принимающими рейс. За ними также закреплена определенная квота для продажи билетов. К примеру, с украинским направлением в сезон ситуация повторяется из года в год. Если наши соотечественники плотным потоком движутся к Черноморью или Азову, то украинцев в Беларусь едет не так уж и много. Соответственно, немногие наши гости бронируют и обратные билеты. Вот и получается, что белорусская квота раскупается полностью и загодя, а партнерские места пустуют. К нашим авиаторам эта доля возвращается за сутки до отлета. Но и здесь ловить счастливый билетик отважится далеко не каждый.


Не исключено, что в скором времени нервные клетки пассажиру спасет Интернет. Железная дорога уже предлагает услугу бронирования мест через сеть. «Белавиа» намерена пойти еще дальше. На новом сайте компании планируется организовать сервис мгновенного бронирования. Программа будет выдавать информацию о наличии свободных мест на нужном рейсе в режиме реального времени. Билет можно будет купить мгновенно. Согласитесь, очень удобно... Но изменят ли новые технологии контакта с клиентом саму систему продажи и бронирования билетов? С ее партнерскими квотами, технологическими резервами и прочими нюансами. Я не говорю, что бесполезными. Но для пассажира все же далеко не всегда удобными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter