Какой изюминки не хватает нашей социальной рекламе?

Бигборды смотрят в укор

Нестандартная, лаконичная и заметная. Такой должна быть социальная реклама. Чтобы привлечь внимание к общественной проблеме. В памяти сразу же всплывают ролики про енотов, ратующих за раздельный сбор мусора, и оркестр, играющий прощальный марш купальщикам. Или плакаты про божьих коровок, которые не курят в кроватке, долго живут и у них все в порядке. А еще — бигборды с шариками и монетками-солнышками, гласящие, что дети не ищут опасность, а просто играют. Из свежего — призывы на улицах заниматься благотворительностью, составленные из фразы «спаси больше», где «спасибо» выделено другим цветом. Цепляет. Правда, не все. Добиться впечатляющего эффекта непросто. И в 58 процентах случаев из ста, увы, невозможно. По крайней мере, с первого раза. Это статистика прошлого года.


Тогда Межведомственный совет по рекламе рассмотрел 560 сюжетов. В основном это были примеры наружной и телерекламы. И больше половины не прошли по стандартам качества и были отправлены на доработку. Почему? Виноваты низкий уровень технического и эстетического исполнения — раз. Два — нет четкой идеи, обозначения проблемы и пути ее решения. Или это вовсе не социальная реклама оказывается — три.

Цифры, согласитесь, впечатляют. Неужели авторы и заказчики подходят к делу спустя рукава? У начальника сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инны Гаврильчик противоположное мнение. Мол, за время работы совета уровень предоставляемой на одобрение социальной рекламы очень вырос. Хотя в целом замечаний еще достаточно много. И если раньше, на заре появления «строгого собрания», к недоработкам относились весьма лояльно, то сейчас подход ужесточился.

Как-никак зрители, прохожие, читатели весьма критично реагируют на то, как с ними разговаривают госорганы — основные заказчики социальной рекламы — через плакаты и ролики. Ведь это, по сути, самый простой путь к сердцу аудитории, формированию имиджа. Иллюстрация и пара фраз емко рассказывают, какими вопросами и проблемами занимаются сидящие в министерствах люди. Поэтому просто название госоргана и его символика больше «не катят». Приветствуются креатив и образность в донесении мысли.

И многие берут это на вооружение. Посудите сами. Кто бы мог подумать, что посыл «Налоги — это наше искусство» можно подавать не через, на мой взгляд, несуразные и нечеткие фото Оперного театра и парочку возле него. Обновленный вариант — две девочки-балерины и стиляга-мальчишка, который оперся на рояль. Весьма умилительно. Чтобы такие картинки были в жизни, не жалко поделиться подоходным с государством. Хотя коллега, наоборот, встрепенулся: именно этот слоган натолкнул его на долгие рассуждения насчет завуалированной рекламы группировок из лихих 90-х.

Если не хватает смекалки и полета фантазии, на помощь приходят рекламные агентства. Но не всегда и они могут спасти положение. Не первый год в МАРТЕ указывают на отсутствие системного подхода к выпуску и размещению социалки определенной тематики. Темы порой выбираются весьма спонтанно и не всегда «стреляют». Еще одна вечная тема — разрозненность действий ведомств и их региональных подразделений. Если продвигать общую идею, то массированно и единым фронтом.

Помочь в этом намерены в том же совете. Там не только выносят вердикты по готовым сюжетам, но и пристально изучают сценарии и концепции будущих проектов. С одной стороны, тратится время судей. С другой, экономятся деньги и время заказчиков. Что тоже, согласитесь, неплохо. Единственное, чего бы хотелось, так чтобы рекламу о налогах, безопасности и турпотенциале разбавили картинки на новые актуальные темы. Например, правильного питания.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter