Библиотека как социальный институт меняет формы работы

Библиотеки меняют имидж

В банальной прямолинейной схеме «дом — работа» у каждого должно быть свое «третье место». Особое пространство для встреч, общения, учебы и отдыха одновременно. На первый взгляд покажется странным и несовременным, но им может стать... библиотека.


За последние 30 лет число «книжных хранилищ» в Беларуси сократилось примерно в два раза. И продолжает убывать в год на 2 процента. Ныне их чуть более 9 тысяч. Это вполне очевидно — в век гаджетов и интернета библиотека перестала быть монополистом в передаче и хранении информации. Виртуальное пространство трафаретом наложилось на нашу реальность, изменив сознание людей. Потому содержать «книжные собрания», например, в ряде колхозов и профсоюзов стало попросту нецелесообразно. Только за первое полугодие в стране стало меньше где–то на 100 библиотек. Экспериментальное же слияние сельских и школьных еще больше ускоряет тенденцию. Это оптимизация структуры, от которой никуда не уйти.


Хотя читать белорусы меньше не стали. Только все чаще для этого прибегают к электронно–информационным ресурсам, а не к читательскому абонементу. Однако в печатном виде традиционно востребованными остаются красиво иллюстрированные детские книги, роскошные презентационные издания... В общем, печатная книга себя не изживет и никуда не исчезнет. Подтверждает это и пример западных стран. Опрос молодых людей в Америке, где цифровые источники информации уже пережили свой бум, показал: 74 процента респондентов до 28 лет предпочитают книги в любом переплете, но только не в электронном. Что касается стран Европы, то здесь уже завершился процесс трансформации библиотек в «третьи места». Люди приходят сюда, чтобы полистать книги и периодику, пообщаться, познакомиться, если хочется — выпить кофе. Просторные залы и красивые интерьеры, мобильные блоки мягкой мебели, которые можно трансформировать под себя, подвесные электрокабели для подключения ноутбуков, винтажные торшеры и даже кресла–качалки... Так выглядит библиотека сегодняшнего дня. Это места неформального общения людей, которые могут быть связаны общими интересами. Здесь есть зоны тишины и места «для поговорить». В общем, все больше напоминает дружеские гостиные, где собираются «для души». Такие точки особенно популярны среди фрилансеров — программистов, дизайнеров, переводчиков и вообще тех, кто работает в удаленном режиме. Их даже могут использовать как офис. В общем, ходить в библиотеку — не поверите — становится модно.


А основные тенденции в жизни наших библиотек — это активное внедрение информационных технологий, от вопросов комплектации книжного фонда до библиографической обработки, оказания услуг в виртуальном режиме и прочие. Кроме того, социокультурный вектор, организация целого ряда проектов — научных, популярных, просветительских, образовательных. Например, в Национальной библиотеке проходят в год сотни мероприятий различного уровня. В некоторых публичных библиотеках проводят курсы для людей третьего возраста — обучают их компьютерной грамотности.


Библиотека как социальный институт меняет формы работы. Трансформируется в открытую площадку для культурных и интеллектуальных экспериментов — мастер–классов, игроклубов, выставок, семинаров, авторских презентаций, научных конференций, вечеров и творческих встреч. Традиционное предоставление книг и периодики, конечно, остается, но это не единственная задача. Библиотека все чаще воспринимается как поликультурный объект, где предлагают услуги на новом уровне. Да, средняя зарплата здесь невелика: 2,5–2,7 миллиона рублей, а у молодых специалистов — всего 1,5 млн. Но это не повод для библиотекарей оставаться пассивными и инертными. Сами они говорят: если сегодня у «книжного дома» есть только веб–сайт — это почти ноль в информационном пространстве. Чтобы люди знали о проектах и услугах библиотек, надо мониторить интернет–площадки с высокой посещаемостью, размещать там непрямую контекстную рекламу, использовать для продвижения социальные сети. В общем, работать над маркетинговой стратегией, чтобы всерьез изменить сложившийся имидж библиотеки как тихого и скучного места и образ библиотекаря как женщины неопределенного возраста, злобно шикающей на посетителей...


Так что давайте снимать шоры с глаз: библиотеки настроены на то, чтобы стать площадкой, куда любой может прийти с интересной общественной или коммерческой инициативой. Здесь ее помогут реализовать. Посетитель и библиотека — по–прежнему равноправные партнеры, но уже на принципиально новом уровне.

mart@sb.by


Советская Белоруссия №207 (24588). Среда, 29 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter