Безусловные единицы

Сфера медицинских услуг из года в год набирает обороты

В то время как турфирмы думают–гадают, какими бы культурологическими красотами и историческими ценностями привлечь в страну кошельки, туго набитые свободно конвертируемой валютой, сфера медицинских услуг из года в год набирает обороты. Две составляющие — низкая цена и высокое качество лечения — действуют на гостей из ближнего и дальнего зарубежья магнетически: с 2008 года количество иностранных пациентов выросло у наших врачей более чем на треть, и, судя по последним данным, 2011–й также будет «с плюсом». Но вот новость: учитывая повышенный интерес и доверие к белорусской медицине, с 1 июля платить за лечение приезжим предстоит в валюте. Дополнительный источник валютных поступлений государству очень даже кстати. А повлияет ли нововведение на предпочтения иностранцев? Тем более что оно коснется и студентов из других стран, желающих получить специальность врача в медицинских вузах.


География пациентов наших клиник, без преувеличения, не знает границ. Возьмите для наглядности карту мира, наугад ткните в любую точку — почти наверняка и оттуда уже бывали «медицинские туристы». Безусловно, около 80 процентов их — из ближнего зарубежья: России, Украины. И уже появилось нечто наподобие медицинских предпочтений. Скажем, пациенты из бывших братских республик для решения проблем с позвоночником и суставами выбирают РНПЦ травматологии и ортопедии. Туда же наведываются сирийцы и корейцы. Преодолеть океан ради возможности стать родителями благодаря нашим репродуктивным центрам — совсем не проблема для американцев. В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова на консультацию, обследование, лечение приезжают и из стран Евросоюза, и из СНГ, и из далекой Венесуэлы. А уж на акушеров–гинекологов спрос и вовсе небывалый, не в последнюю очередь по материальным соображениям: скажем, россиянкам в Беларуси рожать втрое дешевле, чем на родине.


— В прошлом году экспорт медицинских услуг увеличился на 133 процента. Только за 4 месяца этого года к врачам обратились 25 тысяч иностранцев, — представляет общее положение дел министр здравоохранения Василий Жарко, подчеркивая, что центры в ущерб себе не работают: деятельность их рентабельна, а затраты, вложенные в реконструкцию и переоснащение, окупаются сторицей.


— От того, что иностранцы станут платить за услуги в валюте, все только выиграют, — убежден директор РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Белецкий. — Во–первых, 70 процентов валюты будут оставаться в кассе центра, а значит, мы получим возможность развиваться еще более интенсивно, повышать квалификацию специалистов, приобретать новейшее оборудование... Во–вторых, так проще даже для самих «медицинских туристов»: пришел в кассу — заплатил и не надо искать банк, чтобы обменять у.е. на белорусские рубли. В–третьих, эта мера хотя бы отчасти повысит в цене работу медиков. То есть для иностранца какая–то процедура как стоила, допустим, 200 у.е., так и будет стоить. Но для нас это уже несколько другие деньги...


— Нет причин опасаться, что нововведение отпугнет пациентов из–за границы, — директор Центра репродуктивной медицины, врач–репродуктолог Светлана Жуковская тоже видит в новых правилах расчетов только плюсы. — Белорусский прейскурант на медицинские услуги все равно останется более привлекательным. Скажем, в США одна попытка ЭКО стоит порядка 10 тысяч долларов, в России — около 8 тысяч, у нас — 9 миллионов рублей, в пересчете на у.е. — меньше 2 тысяч. При этом цена ничуть не влияет на качество. Мы владеем всеми методиками и технологиями борьбы с бесплодием на уровне мировых стандартов.


Помимо всего прочего, Беларусь может предложить иностранцам ряд услуг, по сути, не имеющих аналогов. Например, далеко не во всех зарубежных клиниках проводятся операции по созданию искусственного мочевого пузыря из тонкого кишечника, как в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. Во многих европейских странах запрещены к использованию такие методики лечения бесплодия, как криоконсервация, предымплантационная диагностика, пересадка более одного эмбриона. В Италии вообще экстракорпоральное оплодотворение разрешено только для очень ограниченного круга женщин. Так что ничего удивительного нет в том, что большая часть клиентов наших репродуктивных центров — приезжие.


Что касается оплаты обучения, то, по словам декана факультета иностранных студентов БГМУ Эдуарда Доценко, механизм расчетов в иностранной валюте — по большому счету, не новинка. Несколько лет назад он уже практиковался, потом стали платить по курсу в белорусских рублях, теперь вот вернулись к прежнему порядку. К слову, в зависимости от специальности привилегия учиться в нашем медицинском вузе обходится иностранному студенту в сумму до 3.000 долларов за год обучения. Однако платит он не только университету, но и государству: страховка, регистрация проживания, медицинское обслуживание... Итого год пребывания в Беларуси будущему медику стоит до 6 тысяч долларов. Много? Как бы не так. Иначе число иностранных студентов не прирастало бы такими темпами: в прошлом году их было 800 человек, в этом — более 1 тысячи из 54 стран мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter