Кинокритик Людмила Саенкова о фильме австралийского режиссера Дженнифер Пиддом «Горы»

Безумство храбрых

Если вы хотите пережить головокружительные моменты подъема по отвесной скале, почувствовать прилив адреналина при виде немыслимых велосипедных пируэтов по петляющим высокогорным тропкам, испытать захватывающее чувство полета в стремительных виражах от одной горной пропасти к другой вместе с летающими смельчаками — тогда вам на фильм «Горы». Трудно представить, что это документальная лента без каких–либо компьютерных ухищрений. При виде этих потрясающих по красоте и смелости визуальных головоломок не можешь не задаваться вопросом: а где был оператор? Неужели вместе с альпинистами цеплялся за спасительные выступы немыслимо гладких горных откосов? Или на горных велосипедах преодолевал резкие подъемы и еще более резкие впадины? А, может быть, вместе с другими сумасшедшими мчался по снежным ухабам, взлетая выше недосягаемых вековых сосен, а потом падая в бездонные сугробы, унося за собой лавины снежной россыпи?


Невозможно создавать такой фильм, не испытывая притяжения к той восхитительной красоте, которая манит и угрожает, вызывает невиданный восторг и таит множество опасностей. Невозможно так точно и подробно передать то непреодолимое стремление к своей вершине, когда «весь мир на ладони, ты счастлив и нем», если сам не испытывал ничего подобного. Это то неутолимое желание, которое заставляет забыть про все земные радости, про дом и уют, карабкаться вверх, разбивая в кровь руки, лицо, быть в долях секунды от смертельной опасности и все–таки идти вверх до той точки, где ты один наедине со всей вселенной, а может, и с вечностью. Австралийский режиссер Дженнифер Пиддом увлекается экстремальными видами спорта, сама не раз покоряла горные вершины, была оператором при подъеме на Эверест. Она точно не понаслышке знает, что такое безумство храбрых.

Эта картина не только и не столько о горах, сколько о человеке. Восхождение на вершину — поступок, за которым — сила духа, страсть к куражу и готовность жертвовать собой. Зная все изнутри, режиссер не перестает восхищаться человеческой мощью, вступающей в поединок с величавой и равнодушной природой. Точно так же она не перестает удивляться человеческой безрассудности, что выводит на тропу, где собственная жизнь ничего не значит.

«Горы» — уникальный проект, который не может не удивлять, не восхищать, где в визуально изысканном формате 4D все недосягаемо далекое становится максимально приближенным и заставляет быть участником всех душещипательных эпизодов восхождений и падений, побед и срывов. А, с другой стороны, весь дистанционно близкий природный изыск, снабженный потрясающими ритмами в исполнении австралийского оркестра (кстати, звукорежиссер Роберт Маккензи был номинирован на престижную премию в категории «Лучшая музыка в документальном кино»), чем–то напоминает то, что в начале 80–х было открыто великим документалистом Годфри Реджио в знаменитом фильме «Койяанискаци». Там тоже была великая природа, безучастная к человеческому взгляду и великая в своей притягательной мощи, преподнесенная в том музыкальном оформлении, которое было равнозначно видеоряду и создавало атмосферу фильма. Слоган фильма Реджио — «До нынешнего времени вы никогда не видели мир, в котором живете» — вполне применим и к фильму Дженнифер Пиддом. «Горы» — это взгляд впервые на то, о чем вы даже не подозревали.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter