Безумство храбрых, или Все гениальное просто

Каков бы был мир, если бы в нем не было гениев, романтиков, чудаков, тех, кто может идти наперекор и быть вопреки?  Если бы не было тех, кто что-то придумывает, бросает вызов, нарушает традиции? Мир не досчитался бы Малевича, не был бы озадачен теорией относительности, не восхищался бы Моцартом, не увидел бы летающих под небесами героев Шагала, не был бы потрясен великими симфониями, не услышал бы «Я помню чудное мгновенье…» …  Может, и мира бы не было тогда. 

Помнится, что то ли  по истории, то ли по философии одной  из важных тем была тема движущих сил в истории.  Стояла дилемма: личность или народ являются той самой движущей силой.  В эпоху исторического материализма ответ был однозначный: народ.  Вся история  человечества подтверждает, что нет ничего более ценного для развития любой цивилизации, как личность.  Наивысшим достоянием любого  государства, общества являются талантливые личности, способные  своими идеями изменить  среду, а то и время.  Их называют «творческим меньшинством», поскольку это «штучные единицы»; «пассионариями», поскольку  они обладают  мощной созидательной энергией, заражены и заряжены  страстью к преображению;  «элитой», поскольку они всегда противостоят массе.  

Немецкий режиссер Герман  Васке  сам относится к этой категории. Его кредо как будто бы просто и понятно: «Я одержим своим любопытством. Если вы спросите меня, чего я действительно хочу, скажу:  удивите меня, пожалуйста, удивите меня».  Свое любопытство он воплотил в документальном фильме «Почему мы креативны?».  По сути, он реализовал  потрясающее по своей простоте и сложности желание:  задать этот вопрос  самым разным людям, которые стали известны всему миру своей  созидательной силой, воплотив свои идеи кто где: в кино, театре, литературе, архитектуре, науке, музыке, политике.  «Простой вопрос, который привел меня в контакт с некоторыми из самых влиятельных креативщиков всех времен и, наконец, изменил то, как я вижу мир». Простой вопрос, который ставил в тупик тех, у которых вся жизнь  – сплошной креатив.  Видно, в каком недоумении и затруднении находится Квентин Тарантино, пряча свою растерянность за улыбку и ссылаясь на спешку; как походя, не останавливаясь перед микрофоном, удаляется Дэвид Линч, так и не объяснив, что это значит; как трогательно и беззащитно выглядит Бьорк, пытаясь искренне  найти объяснение тому, что трудно  поддается объяснению.

  С этим вопросом Васке  в течение 30 лет «гонялся» за своими героями по всему миру.  Кого только нет в этом пантеоне знаменитостей, многие из которых – лауреаты Нобелевской премии, «Оскара» и других престижных мировых наград:  Дэвид Боуи и Далай- Лама, Стивен Хокинг и Анджелина Джоли, Заха Хадид и Вим Вендерс, Йоко Оно и Михаэль Ханеке, Умберто Эко и Шон Пенн –  всего более  100 собеседников.   Сам по себе режиссерский прием кажется незатейливым и обычным: подойти к тому  или иному своему герою  и задать свой любимый вопрос.  Но эта та простота,  которая дается очень непросто. Во-первых, надо самому обладать такой жаждой творчества,  непоколебимым упрямством, несгибаемой волей и терпением, чтобы верить в успех своего дела целых 30 лет.  Во-вторых, все многочисленные  интервью – это путешествие  по всему миру, чтобы найти нужного «персонажа», добиться встречи с ним, иногда всего на несколько мгновений, а иногда на несколько дней. А в-третьих, в-четвертых  и в-десятых, это та простота, которая сродни гениальности.  «Почему мы креативны?» – вопрос, который выводит и тех, кто создает, и тех, кто пользуется созданным,  на другой уровень: что может сделать каждый из нас для того, чтобы развивать, преображать, совершенствовать, удивлять.  Словом, для того, чтобы  была жизнь. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter