Безработные двинулись ближе к земле

Супругов Сергея Вербовского и Надежду Радкевич из колхоза "Заря" Вилейского района кое-кто из знакомых называет чудаками.
Супругов Сергея Вербовского и Надежду Радкевич из колхоза "Заря" Вилейского района кое-кто из знакомых называет чудаками. Прожив всю сознательную жизнь в крупном райцентре Молодечно, полгода назад они вместе с детьми - десятилетним Славой и двухлетней Настей - сорвались с насиженного места и переехали в деревеньку Ерхи.

Однако ни Сергей, ни Надежда не считают себя странными людьми. Более того, думают, что им крупно повезло. В "Заре" они нашли работу, жилье, обзавелись хозяйством. С гордостью показывая свой благоустроенный двухэтажный коттедж, горожанка в третьем поколении Надежда не нарадуется: впервые она стала полноправной хозяйкой дома, в который не стыдно пригласить друзей и знакомых. Сергей, исполняющий в колхозе обязанности главного инженера, приносит неплохую по сельским меркам зарплату - 150 - 170 тысяч рублей. Доходы Надежды - поскромнее, но и работа в диспетчерской менее ответственна и трудоемка. Зарплата в хозяйстве выплачивается вовремя, солидным подспорьем для семьи стало личное подворье. Надежда, никогда ранее не занимавшаяся сельским трудом, сегодня успешно справляется с домашней живностью - бычком, кроликами, курами.

Доволен переселенцами и председатель "Зари" Геннадий Шупенько. Может, не все сразу получается у горожан, но видно, что толк будет. Колхоз - один из лучших в районе и расположен на живописном берегу Вилейского водохранилища, однако толковых и добросовестных не хватает и здесь. Вся Вилейщина, по словам председателя райисполкома Евгения Синило, готова принять 11 главных специалистов, 86 механизаторов, 15 доярок - и не на голое место, а с предоставлением жилья. В прошлом году в той же "Заре" построили четыре дома по современному проекту, предложенному "Забудовой": черепица, паркет, пять комнат, две кухни. Но, как посетовал Геннадий Шупенько, один коттедж пустовал около года. Некого было заселять, пока месяц назад по направлению службы занятости в "Зарю" не приехала молодая семья Кравч„нков из Вилейки. У Олега и Марины своя история, тем не менее во многом повторяющая уже нами рассказанную.

"Выбираю деревню на жительство" - газетная рубрика, особо популярная в 80-е годы, похоже, сегодня становится девизом для многих горожан. Как правило, городскую прописку на село меняют люди, оставшиеся без работы и перспективы на жилье. Только в этом году в деревню по направлениям государственной службы занятости уехала 241 семья. На эту же дату прошлого года таковых было менее 200. Как правило, переселенцы меняют адрес в пределах своей области.

Но из 97 семей, обосновавшихся в этом году на Витебщине, около двух десятков переехали из других регионов, а 10 и вовсе из России, Украины и Литвы. Интересно, что среди переселившихся - не только специалисты сельскохозяйственного профиля. К примеру, бывший воспитатель детского сада из Новополоцка теперь работает животноводом в колхозе "Случь" Полоцкого района, технолог из Орши стала заведующей фермой в одном из хозяйств Толочинского района... Меняются и кадровые потребности хозяйств. Если в прошлом году половину вакансий на селе составляли рабочие специальности, то в этом 76 процентов приходится на агрономов, ветврачей, главных инженеров, зоотехников.

По словам начальника управления рынка труда Комитета по занятости при Минтруда Раисы Дымковой, переселение безработных, которым государство активно занимается уже лет пять, решает две важные проблемы. И люди обретают заработок, становятся уважаемыми в обществе, и хозяйствам выгодно. Однако на деле добиться такой гармонии непросто. Иногда на поиск подходящего и для нанимателя, и для переселенца варианта уходят месяцы, а то и годы. Впрочем, создание общереспубликанского банка данных отрасли сняло эту проблему. Но даже оставшись без работы, люди зачастую боятся кардинально менять привычный уклад жизни. Особенно минчане: не хотят терять столичную прописку, за которую на "черном" рынке услуг выкладывают не одну сотню долларов. К тому же не все потенциальные переселенцы уверены, что смогут закрепиться на новом месте. Тем не менее в этом году столицу на деревню поменяли 7 семей.

Немаловажный факт - всем переселенцам предусмотрены социальные гарантии. К примеру, единовременная помощь составляет 5 бюджетов прожиточного минимума - на сегодня это более 260 тысяч рублей. Оплачиваются переезд, перевозка имущества, суточные, а при необходимости и командировочные расходы - чтобы ознакомиться с новым местом жительства. Но и переселенец остается кое в чем обязан государству. К примеру, отработать в хозяйстве не менее года, иначе - верни все полученное.

Специалисты государственной службы занятости не сомневаются: горожан, желающих перебраться в деревню, будет все больше. Ведь, по прогнозу экономического развития страны, уже в будущем году число занятых в народном хозяйстве сократится на 0,1 - 1,4 процента. А значит, обострится конкуренция на рынке труда. Возможно, в следующем году в службах занятости будет зарегистрировано 215 тысяч безработных - вдвое больше, чем сейчас. Пока планируется переселить "поближе к земле" около двух с половиной сотен семей. Негусто. Но, возможно, их пример заставит задуматься тех хлопцев и девчат, которые сейчас норовят устроиться в городе "хоть кем". Так, глядишь, будет решена и еще одна важная проблема - кадров на селе.

На снимке: семьи Кравч„нков и Вербовских нашли свой новый дом в колхозе "Заря".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter