«Безответственный» миллион

Провести тендер – дело хлопотное и нервное. Особенно когда дело касается использования бюджетных денег...

Провести тендер – дело хлопотное и нервное. Особенно когда дело касается использования бюджетных денег. Простым и комфортным тендерное законодательство не назовешь. Хотя все этапы проведения торгов подробно описаны и пояснены. Настолько подробно, что шаг влево или вправо ступить нельзя. Зато можно подпрыгнуть…Отечественное законодательство о закупках выстраивает высокую стену, которая охраняет бюджетные деньги от злоупотреблений. Только в этой могучей цитадели, увы, хватает укромных «калиточек», через которые можно успешно проскользнуть. Незаметно и зачастую безнаказанно. Проблема эффективности проведения тендеров на страницах «ЭС» поднималась уже не раз. Но ситуация кардинально не изменилась. И еще приходится сталкиваеться с «замечательными» случаями.

Одна из проблем белорусских тендеров — скоропалительность проведения некоторых торгов. Иной раз потенциальным участникам для подготовки коммерческого предложения выделяется 10—15 дней. Срок, как говорится, минимальный. Особенно если речь идет о сложном оборудовании, которое обладает фактически уникальной спецификацией. Но для оценки объема и сложности заказа у изготовителей времени практически нет. Некоторые потенциальные участники и вовсе не успевают подать свои заявки. В результате такой спешки на торгах появляются достаточно сырые предложения. А потом у победителя тендера появляются дополнительные непредвиденные издержки, заключаются дополнительные соглашения и в результате первоначальная сумма контракта может значительно варьироваться. При такой ситуации говорить об эффективности проведения тендера и рациональном использовании государственных средств не приходится. Кстати, зачастую и виноватых в таких огрехах не находится.

Впрочем, сегодня остро назрел вопрос информационного сопровождения тендерных торгов. Бывает, что заказчик делегирует право проведения конкурса генеральному подрядчику или субподрядчику. При соблюдении определенных условий законодательство так поступать позволяет. Но сразу возникает другая проблема. Организации, которые специализируются на проведении тендерных торгов, великолепно известны и отечественным, и зарубежным поставщикам оборудования. Профессиональные конкурсные площадки созданы на базе «Белресурсов», «Белэнергоснабкомплекта» и других организаций. На Интернет-ресурсах регулярно публикуется информация об условиях участия в различных конкурсных торгах. Участники рынка эту информацию отслеживают, оценивают и подают свои предложения. Все четко, ясно и понятно. Но когда тендер берется проводить не специализированная, а подрядная организация, периодически возникают осложнения.

Такая история получилась недавно при строительстве котельной в одном из райцентров Минской области. Право провести тендер на закупку оборудования заказчик делегировал подрядной строительно-монтажной компании. Она сформировала условия торгов и опубликовала на своем сайте. В Беларуси производителей паропроводов высокого давления нет. Их выпускают российские и украинские заводы. Естественно, они весь белорусский Интернет не сканируют, а ориентируются на cпециализированные ресурсы. В результате информацию о тендере вовремя обнаружили далеко не все потенциальные поставщики, а поэтому некоторым из них было отказано в участии в торгах из-за опоздания. Хотя по ценовому фактору они реально могли сделать выгодное предложение. Торги состоялись в усеченном составе. Но возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, действительно ли был выбран самый эффективный вариант поставок, если часть конкурентов осталась за бортом. Во-вторых, по белорусскому законодательству легитимность таких торгов весьма спорна и опоздавшие компании могут оспорить результаты тендера, в том числе и через суд. 

В данном случае даже не важно, кто окажется прав. Главное, на ровном месте создается почва для юридических разбирательств, которые отнимают силы и время, реализация инвестиционного проекта выбивается из графика, а это практически всегда финансовые потери. Так почему бы не исключить даже саму возможность возникновения подобных нюансов. Для этого только необходимо создать официальный сайт, на котором будут публиковаться условия проведения всех тендеров. И тогда у потенциальных поставщиков исчезнет повод для жалоб. И торги будут проводиться спокойно, чинно и благородно. Без лишней спешки и взаимных обид…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter