Безотходное производство

Скоро в ОАО «Мозырский НПЗ» завершится очередной этап  реконструкции — будет запущен в эксплуатацию комплекс алкилирования. Из побочных продуктов переработки нефти он позволит получать в год до 300 тысяч тонн алкилата

Скоро в ОАО «Мозырский НПЗ» завершится очередной этап  реконструкции — будет запущен в эксплуатацию комплекс алкилирования. Из побочных продуктов переработки нефти он позволит получать в год до 300 тысяч тонн алкилата. Это  высокооктановое вещество, которое может добавляться в товарные бензины, повышая их потребительские и экологические свойства. Установка алкилирования — это один из этапов технического развития предприятия. Реализация инвестиционной программы позволит МНПЗ к 2010 году довести глубину переработки нефти до 92,5 %. 

Сейчас глубина переработки нефти на Мозырском НПЗ еще не достигает 70 %. Это означает, что в результате переработки нефти предприятие получает около 30 % мазута. Последний — не самый дорогой, рентабельный и пользующийся спросом нефтепродукт как на мировом, так и на внутреннем рынке. Наиболее прибыльны сегодня автомобильные бензины и дизельное топливо. Учитывая, что более 80 % затрат в себестоимости продукции приходится у белорусских нефтепереработчиков на закупку сырья, то с увеличением глубины переработки увеличивается финансовая стабильность предприятия. 

Установка алкилирования — важный этап реконструкции, который приближает завод к предприятиям мирового уровня. Алкилат и сам по себе пользуется спросом на рынке, причем его цена на 70—80 % дороже товарных бензинов. Возможно использование алкилата и в собственной технологической цепочке. Это вещество позволит предприятию выпускать до 60 % своих бензинов стандарта «Евро-5». А к 2009 году — весь бензин выпускать европейского качества. 

Как отмечают руководители завода, сегодня на рынке присутствуют практически все виды топлива: от соответствующих стандарту «Евро-5» до «Евро-1». 

В принципе, пользуется спросом все. Вопрос — цена на рынке. Естественно, «котировки» качественного топлива намного выше. Учитывая, что МНПЗ ориентируется на экспорт в дальнее зарубежье, то на заводе постоянно уделяют внимание повышению качества бензинов и дизельного топлива, следят, чтобы они соответствовали строгим европейским стандартам. Как отмечают руководители предприятия, их топливо пока не пользуется заметным спросом в Украине и России. Соседи по СНГ еще не готовы платить дополнительную цену за более высокое качество.  Хотя не исключен вариант, что интерес к продукции МНПЗ в этих странах повысится после их вступления в ВТО. 

Новые условия поставок в Беларусь импортной нефти не сказались на инвестиционной активности ОАО «Мозырский НПЗ». В этом году предприятие истратило на капитальные вложения более 200 миллиардов рублей. Часть этой суммы — нераспределенная прибыль прошлых лет. В следующем году на инвестиционные цели планируется использовать 55—60 миллионов долларов из амортизационных отчислений, 55—60 миллионов долларов — прибыль предприятия и средства из инновационных отчислений. 

Можно сказать, что к концу этого года предприятие полностью адаптировалось к новым экономическим условиям. Прежде всего увеличился объем переработки собственной нефти, который в некоторые месяцы составлял до 70—75 % от общего объема, для чего предприятием были привлечены дополнительные финансовые средства. В 2006 году 65—70 % объемов переработки составляло «давальческое» сырье. Конечно, рентабельность нефтепереработки снизилась с 28 % в прошлом году до 7 % в этом. Однако реализация инвестиционной программы позволит МНПЗ снова укрепить свое финансовое положение. Говорить о рыночной цене завода достаточно сложно, но, по оценкам специалистов, уже сегодня ОАО «Мозырский НПЗ» стоит, как минимум, 2—2,5 миллиарда долларов. 

На снимке: начальник производства Мозырского НПЗ Ростислав БАСИК инструктирует операторов установки алкилирования.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter