Безопасность на высоте: шансы нарушителей равны нулю

Это было как в кино: вторжение неизвестного самолета в воздушное пространство нашей страны, поднятые на его перехват истребитель и военный вертолет.

Это было как в кино: вторжение неизвестного самолета в воздушное пространство нашей страны, поднятые на его перехват истребитель и военный вертолет. Но жизнь оказалась куда оптимистичнее мрачных фильмов: выяснилось, что, по легенде, у нарушителя попросту отказало навигационное оборудование, он был корректно распознан, безопасно сопровожден и благополучно посажен на военный аэродром. За повседневной, но такой захватывающей работой бойцов Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны наблюдал журналист “Народной газеты”. Причем непосредственно с борта “нарушителя”.

Летучий штаб

Инсценировка нештатной ситуации в белорусском небе была двойной: подразделения ВВС и войск ПВО на самом деле знали, что с военного аэродрома Мачулищи под Минском вылетел и взял курс на Барановичи грузовой Ил-76. Но этот лайнер не просто не терял навигации, наоборот: даже его пассажиры воочию наблюдали за своим же полетом (и еще 27 воздушных судов, находившихся в тот момент в белорусском небе). Потому что самолет только внешне походил на обычный “грузовик”. Это был воздушный командный пункт ВВС и войск ПВО, уникальный результат многолетнего слаженного труда наших специалистов, прежде всего ОАО “АГАТ — системы управления”.

— На борту воздушного корабля — командный штаб, куда стекается вся информация с наземных радиолокационных станций, — пояснил полковник Валерий Свиридо, начальник отдела применения и развития системы управления Командования ВВС и войск ПВО. — Эта система управления может принимать данные со всех локационных систем, в том числе А-50 — самолета дальнего локационного обнаружения ВВС России. Она отслеживает реальную обстановку на земле, море и в воздухе, позволяя при этом управлять как самолетами-перехватчиками, так и наземными зенитными комплексами.

Кофе допить не успеете

— Учебная ситуация, подобная этой, создается периодически для того, чтобы у сил ВВС и войск ПВО была возможность отработать свои действия в случае возникновения нештатной ситуации, — говорит полковник Александр Потехин, командир дежурного звена, обнаружившего нас в небе, распознавшего и препроводившего на базу. Он же — командир 61-й истребительной авиабазы, расположенной в Барановичах. — Звено истребителей несет боевое дежурство в любую погоду и в любое время суток. Вы не успеете допить чашку кофе, как нарушитель будет обнаружен в небе и идентифицирован.

Сегодня налет у пилотов истребительной авиации составляет не менее 80 часов в год — весомая цифра, учитывая специфику работы, связанные с подобными полетами расходы и физические нагрузки на экипаж. Этого достаточно, чтобы решать боевые задачи и выполнять полет уверенно, безопасно и профессионально, подчеркивает Александр Потехин. Кстати, далеко не всегда приходится поднимать в воздух истребитель. Например, в прошлом году случилась пара нарушений воздушного пространства Беларуси, но они были разрешены без задействования самолетов-перехватчиков: сбившиеся с курса самолеты “наставили на путь истинный” наземные службы контроля.

Красота пуще прежнего

В том, что на земле белорусское небо контролируется столь же результативно, как и в воздухе, журналист “НГ” убедился воочию. За четыре перелета по объектам подразделений войск ПВО винтокрылые Ми-8 стали для пишущей и снимающей братии чуть ли не домом родным. Но ни обилие эмоций от вертолетного путешествия, ни пестрое разнообразие проплывавших внизу городов, ни красота и ухоженность нашей земли не заслонили собой того, насколько продуманно, рационально и даже уютно организована жизнь командных пунктов в разных уголках страны. Если уют казарм напоминает гостиничные номера, а солдатским столовым и по интерьеру, и по качеству еды впору тягаться с кафетериями больших городов, это говорит о многом. Как и отношение Командования ВВС и войск ПВО, а также лично министра обороны к бытовым вопросам службы в удаленных гарнизонах.

— Офицерам здесь предусмотрены существенные надбавки к зарплате, а год службы засчитывается за полтора, — подчеркнул начальник радиотехнических войск ВВС и войск ПВО полковник Игорь Насибянц. — Также принят ряд важных социальных решений: за наем квартиры в Каменецком районе осуществляется доплата из премиального фонда министра обороны. Ведь в Каменюках, например, снять квартиру непросто: пуща, туристический бум...

При этом в рамках программы модернизации военных городков выполнен большой объем работ, коснувшихся казармы, командного пункта, территории. И военный объект — радиолокационный узел одного из радиотехнических батальонов — по красоте и ухоженности не контрастирует с окружающей его Беловежской пущей, а, скорее, дополняет ее. Невольно подтверждая истину: наша армия существует исключительно для защиты белорусской земли.

Защитная реакция

Одни городки модернизируются, другие возводятся с нуля. Постоянное совершенствование остается приоритетным направлением развития ВВС и войск ПВО, при этом один из наиболее важных его этапов — модернизация системы управления войсками — к данному моменту практически завершен.

— Основными направлениями модернизации являются улучшение тактико-технических характеристик, помехозащищенность образцов вооружения, расширение круга решаемых задач, максимальная автоматизация процессов управления, — резюмировал командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Беларуси генерал-майор Олег Двигалев. — При этом АСУ и в радиотехнических, и в ракетных войсках, и в авиации — полностью белорусская разработка. Еще одно направление развития — модернизация станций, доставшихся нам со времен Советского Союза. Совместно с предприятиями нашего ВПК мы переводим эту технику на новую элементную базу, оснащаем новейшими системами, сохраняя и увеличивая при этом ее боевые возможности.

Иными словами, свой профессиональный праздник военнослужащие ВВС и войск ПВО традиционно встречают на высоте. Во всех смыслах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter