Безопасного алкоголя не бывает

Формулировка “пиво — не спиртное” абсурдна, говорят врачиПроблема пьянства и алкоголизма многогранна по своей сути и включает в себя медицинский, психологический, социальный, экономический, юридический и иные аспекты. Стало быть, ее решение обязательно должно носить комплексный характер, убежден председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олег ВЕЛИЧКО.

— Олег Иванович, какие причины, на ваш взгляд, способствуют росту потребления спиртных напитков? В чем корень зла? Насколько это серьезная угроза обществу и государству?
— Думаю, на сегодняшний день это одна из самых социально значимых и актуальных проблем для нашего государства. Неумеренное питие спиртных напитков причиняет как обществу в целом, так и отдельным гражданам огромный материальный и нравственный ущерб. Изучение данного вопроса показало, что пьянство и алкоголизм по масштабам распространения, совокупности экономических, экологических, демографических и нравственных потерь представляет серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации.
Что самое страшное, в массовом сознании и бытовой культуре населения, особенно среди молодежи, сформировался устойчивый стереотип, согласно которому потребление алкогольных напитков рассматривается как допустимый, модно-образцовый стандарт поведения, как бытовая норма, традиция, обязательный ритуал. Этот социально-культурный и нравственно-психологический фактор в сочетании с широкой рекламой потребления спиртных напитков значительно снижает эффективность профилактической работы по предупреждению пьянства и алкоголизма.
— Так, может, на государственном уровне пора принимать более действенные и решительные меры в борьбе с этим злом? Или оно непобедимо в принципе?
— Конечно, полностью искоренить его никому в мире еще не удалось, так же как проституцию, употребление наркотиков, коррупцию и т.д. Но мы говорим о сведении к минимуму негативных последствий данного явления. Решение вопроса надо рассматривать в комплексе, учитывая все его аспекты и грани. Мы хорошо помним, что в советские времена предпринимались неоднократные попытки государственного и общественного противодействия пьянству. Но та борьба в основном велась односторонними и консервативными методами: запретить, закрыть, заклеймить и т.д. Не было четко выстроенного системного подхода, который соединял бы в себе эффективные профилактические мероприятия, регулирование производства и оборота алкогольных напитков, ужесточение ответственности за их распитие в общественном месте, совершенствование организации наркологической службы, научные исследования в области профилактики алкоголизма и связанных с ним последствий. Проще всего оказалось повырубать виноградники и запретить показывать по телевизору сцены с застольями.
Мне кажется, все усилия государства и общества в борьбе с пьянством и алкоголизмом в первую очередь должны быть направлены на их профилактику. Разумеется, форсировать быстрое и полное искоренение пьянства государство не может, поскольку, как уже говорилось выше, здесь нужно решать целый комплекс вопросов. Например, экономический. Чего греха таить, реализация алкогольной продукции приносит немалые доходы в госбюджет, и просто так разрубить эту цепь невозможно. Надо обязательно продумать и просчитать, из каких источников будем компенсировать эти потери. Но прежде в обществе должна быть сформирована прочная установка на активное противодействие этому злу, на высокие культурные потребности. Вот с чего надо начинать борьбу с этим социальным недугом: активнее привлекать психологов, медиков, социальных работников, приглашать их на производство, в учебные заведения, оказывать бесплатную психологическую, медицинскую помощь на ранней стадии. Ведь многие просто привыкли запивать алкоголем бесконечные стрессы, бытовую неустроенность, неурядицы на работе, семейные ссоры, неудовлетворенность жизнью.
— И все же помимо акций по “уговариванию и увещеванию”, наверное, надо переходить к более жестким мерам. Допустим, полностью запретить рекламу спиртного...
— Что касается рекламы, то практические шаги в этом направлении нами уже сделаны. Принят закон, согласно которому запрещается реклама алкогольных напитков по радио и телевидению; в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта; в аэропортах, на вокзалах, остановках общественного транспорта, станциях метрополитена; на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан; на плакатах, световых табло и других средствах наружной рекламы; на первых и последних страницах газет и обложках журналов. Эти ограничения касаются и рекламы слабоалкогольных напитков.
Безусловно, оправданны и ныне действующие возрастные ограничения продажи алкогольных напитков (до 18 лет). Не думаю, что, повысив эту планку, скажем, до 21 года, мы получим действенный эффект. Проблема в том, что большинство молодых людей приобщаются к потреблению алкоголя в 13—16 лет. И если уж они нашли к нему доступ в столь юном возрасте, то в 20 лет найдут тем более. Вряд ли сработает и повышение цен на алкоголь. По этому пути пошли скандинавские государства — Швеция, Финляндия. И что мы видим? Их граждане буквально “срываются с катушек”, когда попадают в страны, где алкоголь стоит копейки, например во Францию или в Италию.
Я убежден, что все дело в образовании и выработке культуры питья. Чем больше людей в окружении детей и подростков потребляют спиртное, тем выше опасность того, что и несовершеннолетние также начнут этим “баловаться”.
Наверное, надо ужесточать наказание за пьяное антиобщественное публичное поведение. Ситуация, когда распивают водку или пиво в общественном месте, потом бьют бутылки, стекла, ругаются матом, абсолютно недопустима. Ведь это все видят наши дети. С другой стороны, у нас, наверное, недостаточно мест, где молодежь могла бы с пользой провести свободное время. Вот и тусуются молодые люди на лавочках с бутылками в руках.
— Специалисты давно бьют тревогу и по поводу такого явления, как “пивнoй aлкoгoлизм”...
— Сама по себе формулировка “пиво — не спиртное” абсурдна. В среднем полтора литра 5-процентного пенного напитка приравниваются к 250 граммам водки, а сегодня немало пивной продукции имеет именно такую и более высокую крепость. Пиво так же, как и любой другой алкогольный напиток, наносит удар по почкам, печени и сердцу. При его регулярном употреблении снижается интеллект, нарушается обмен веществ, гормональный баланс. В медицине существует термин “пивное сердце”, которое становится дряблым, теряет упругость и увеличивается в объеме, не справляясь со своими функциями.
Именно поэтому сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы приравнять пиво к спиртным напиткам со всеми вытекающими последствиями, в том числе до полного запрета его рекламирования. Подобное уже сделано во многих странах мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter