В конце недели иудеи празднуют Шавуот — день дарования еврейскому народу Торы

Безоговорочные правила и обычаи

В конце недели иудеи празднуют Шавуот — день дарования еврейскому народу Торы. Сам праздник изначально не имел конкретной даты — он отмечался на 50-й день после Песаха. С этой традицией связано такое понятие, как Пятидесятница. Но Шавуот (в переводе с иврита “недели”) изначально был сельскохозяйственным праздником сбора урожая пшеницы, а также первых плодов, которые приносили в Иерусалимский Храм.


В этот день мы учим Свиток Рут. Рут была прабабушкой царя Давида. Считается, что он родился и умер в Шавуот. И все же центральным аспектом празднования является чтение Декалога. В общепринятом понятии Декалог — это Десять заповедей. Но в еврейских источниках используется термин Асерет а диброт, или Десять речений. Дело в том, что у евреев 613 заповедей и выделять из них 10 было бы не совсем правильно.

Нужно заметить, что Декалог упомянут в Хумаше (Пятикнижие Моисея) дважды: в книге Шмот (Исход) и книге Дварим (Второзаконие). Декалог в этих двух книгах не тождественен. Например, в одной книге сказано о том, что нужно помнить о дне субботнем, а в другой — что его нужно соблюдать. И лишь к XVI веку к моменту создания пиюта мудрецом Шломо Алкабецом еженедельно стали провозглашать, что “помни” и “соблюдай” было сказано Всевышним одним словом.

Необходимость в понимании и объяснении Десяти заповедей была не только у евреев. До какой степени должно быть уважение к родителям, что есть поклонение иным богам, что значит лжесвидетельство, что нам нельзя возжелать? Декалог — это аподиктические правила, то есть безоговорочные, и важно проговорить ситуационные моменты их выполнения. Эти моменты обсуждались тысячелетиями. Но есть еще вопросы, которые связаны не столько с пониманием текста, сколько с его прочтением.

Есть обычай слушать Асерет а диброт стоя. Это подчеркивает важность Десяти заповедей, которые являются как безоговорочной, так и универсальной ценностью. Кроме того, эта традиция относит нас к моменту получения Моисеем скрижалей на горе Синай, когда народ слушал заповеди стоя. И тут возникает вопрос, почему в еврейском названии Декалога используется слово “речения”, чтобы не выделять одни заповеди перед другими, а в плане прочтения есть обычай вставать, хотя существует общее правило слушать слова из Торы сидя. Этим вопросом задавались как мудрецы в древности, так и ученый XX—XXI веков, исследователь Библии, сын консервативного раввина Моше Гринберг. Дело в том, что, помимо обычая вставать во время чтения Декалога, у ряда общин есть обычай вставать во время чтения Песни, созданной после перехода Моисеем и народом Израиля расступившихся вод Красного моря. Данный отрывок находится в книге Исход (Шмот, глава 15), и ученый дает объяснение, связывая этот отрывок и Декалог как физический выход из рабства и духовный выход народа в получении заповедей.

На этой неделе я провожу церемонии еврейского совершеннолетия и праздник Шавуот в общинах в Могилеве, Гомеле, Витебске и Минске.

И даже в этих общинах, находящихся в одной стране, можно найти как аподиктические правила Декалога, так и свои особые обычаи. В жизни есть место безоговорочным правилам, которые являются нашим наследием и опорой. Но важно не забывать и про местные обычаи, которые еще больше поддерживают правила, оставляя место и время на индивидуальность и поиск. И пусть Всевышний дарует нам понимание для нахождения правильного баланса и благословение для движения вперед с нашим поиском и нашим наследием.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter