Не все попытки активизировать безналичные расчеты одинаково приемлемы

Безнал в зоне доступа

Внешний вид вводимых в обращение с 20 мая обновленных банкнот номиналом 5 и 10 рублей вряд ли сильно волнует приверженцев безналичных расчетов за товары и услуги. Остальным же придется не только привыкать к новому облику бумажных денег, но и к новым подходам государства к развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам. Технологии XXI века в финансовой сфере никто не отменял. Но, конечно, здесь надо учитывать интересы как субъектов хозяйствования, так и граждан. Перекосы, увы, случаются.


Свежий пример — апрельское решение Белинвестбанка установить с 13 мая лимиты на снятие наличных денежных средств в устройствах самообслуживания без взимания комиссии, а также внедрить комиссию за регулярный просмотр остатка средств на карточке. Потом все же дали отбой — «с учетом пожеланий пользователей»… 

Насильно мил не будешь, в том числе и в такой щепетильной сфере, как денежные расчеты. Вот и Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016—2020 годы предусматривает не только стимулирование торговли, сервиса и населения к расчетам по безналу, но и повышение качества финансовых услуг, развитие программно-технической инфраструктуры, внедрение карточек, предусматривающих дополнительные бонусы и скидки. Работа идет, пусть она внешне и не такая заметная, как на этапе активного внедрения пластика в повседневную жизнь белорусов. Результаты тем не менее налицо: активно развиваются системы дистанционного банковского обслуживания, посредством которых клиенты прямо из дома или офиса могут осуществлять безналичные платежи. Как следствие — только за прошлый год количество банкоматов в стране сократилось с 4.404 до 4.249, инфокиосков — с 3.294 до 3.101.


В Нацбанке прогнозируют: тенденция снижения числа банкоматов, особенно в крупных населенных пунктах, сохранится и впредь. Но тем, кто использует эти устройства в основном для обналичивания зарплаты, беспокоиться не следует: повального демонтажа не будет. Кстати, в сельской местности один из банков, наоборот, тестирует услугу мобильного банкомата. Суть проста: специальный автомобиль с вмонтированным в борт устройством курсирует по определенному маршруту, останавливается в деревнях, где любой желающий имеет возможность снять деньги или оплатить услугу по безналу. Подобный подход к внедрению современных финансовых услуг, между прочим, импонирует больше всего, особенно если и банк не внакладе, и потребитель доволен.

СКАЗАНО

Ольга АНТОНОВИЧ, начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка:

— Стратегией развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016—2020 годы предусмотрены индикативные показатели по развитию клиентской базы пользователей систем дистанционного банковского обслуживания (СДБО). К 1 января 2021 года каждому из банков на территории страны необходимо подключить к СДБО не менее 60% своих клиентов — физических лиц.

(Журнал «Банкаўскi веснiк», апрель 2019 г.)

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter