Безнадежных детей нет

За год, который Анечка (имена детей изменены по этическим соображениям) посещает Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Первомайского района столицы, в ее жизни произошло немало перемен...

За год, который Анечка (имена детей изменены по этическим соображениям) посещает Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Первомайского района столицы, в ее жизни произошло немало перемен. Девочка научилась самостоятельно кушать, а главное, заговорила. Хотя, как рассказывают педагоги центра, пока только по слогам, и произносит она их с длинными перерывами. Но и это прогресс. Своей самоотверженной работой коллектив центра еще раз доказал: безнадежных детей нет. И тем самым подарил родителям ребят с особенностями психофизического развития (ОПФР) надежду…

Долгое время многим казалось, что в нашей стране инвалидов нет. Или почти нет. На улицах городов и сел они фактически не появлялись: многие почти всегда находились дома и даже учились, не выходя за порог. Конечно, для этого был ряд причин. Например, отсутствие так называемой безбарьерной среды, когда поход в магазин или поездка в городском транспорте превращались в настоящее испытание. Кроме того, в основном дети с особенностями психофизического развития  обучались в закрытых учреждениях интернатного типа. Наличие, скажем, синдрома Дауна закрывало для них двери в общеобразовательные школы. Кстати, в республиканском персонифицированном банке данных содержится информация о более чем ста тысячах детей с ОПФР в возрасте до 18 лет. По некоторым данным, почти каждый девятый ребенок дошкольного и школьного возраста имеет те или иные отклонения в умственном или физическом развитии. 

К счастью, в последние годы ситуация стала меняться и ребята независимо от поставленных диагнозов получили шанс на нормальную жизнь и учебу рядом со своими сверстниками. Термин «необучаемые дети» ушел в прошлое. А коррекционные центры, которых сегодня в стране около 140, помогают им в развитии и адаптируют к будущей жизни в обществе. 

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  Первомайского района столицы работает немногим более двух лет. Но и за этот непродолжительный срок родители ребят с особенностями в развитии сумели оценить его серьезную поддержку. Кроме того, что малыши находятся под неусыпным контролем специалистов, учреждение работает в режиме обычного детсада: с 8 утра до 6 вечера. А значит, у мам появилась возможность работать. И видеть своих чад, в отличие от воспитанников интернатов, каждый вечер. И еще. Содержание ребенка в центре родителям ничего не стоит: платит государство. 

С октября 2004 года в центре работают две дошкольные группы и учебный класс. В этом году будет открыт еще один класс: дошколята подрастают. С ними работают 18 педагогов, среди которых учителя-дефектологи, психологи, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, социальный педагог. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа. И это неудивительно, поскольку все 23 воспитанника очень разные и, соответственно, требуют разного подхода. Кроме того, каждый ребенок, как правило, имеет целый «букет» болезней. И это тоже необходимо учесть при обучении. В числе недугов — умственная отсталость (умеренной и тяжелой степеней), нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), зрения и т.д. Многие дети, как и Анечка, когда попадают в центр, не умеют говорить. 

Но далеко не все воспитанники центра задерживаются в родных пенатах. Некоторые покидают их, чтобы влиться в обычную жизнь. Например, Машенька сейчас учится в интегрированной дошкольной группе. Трудно поверить, что год назад, когда родители привели девочку в центр, она разговаривала на своем языке, который никто не понимал. Была капризной, неусидчивой, не умела общаться ни с детьми, ни со взрослыми. Не менее чудесное превращение произошло с ныне второклассником общеобразовательной школы Димой (у него врожденная гидроцефалия). «Он был своеобразный мальчишка, — вспоминает директор ЦКРОиР Первомайского района Минска Наталья Марковка, — говорил хорошо, но рассуждал, как старичок, поскольку воспитывался у бабушки в деревне. Он боялся подойти к сверстникам, испытывал страх общения. К счастью, теперь это позади». Понятно, что болезни этих детей не ушли. И сейчас они занимаются  по специальным программам для детей с умственной отсталостью. А еще, например, с Димой дополнительно работают дефектолог и психолог. Также он нуждается в помощи при ориентировке в школе – здание-то большое. Тем не менее он – среди сверстников. 

Результаты работы с такими детьми просто окрыляют. И теперь сотрудники центра твердо уверены в своих силах, но так было не всегда. «Когда мы подводили итоги работы за прошлый год, — рассказала Наталья Владимировна, — один наш молодой специалист признался, что поначалу не был уверен в положительном результате. И рад, что это не так. Так и мы когда-то опасались: неужели через год ничего не переменится? А теперь приятно видеть итог: кто-то из ребят заговорил, кто-то стал ходить». 

Однако надо понимать, что чудес не бывает. За этим стоит самоотверженный кропотливый труд. «Когда на работу к нам приходит новый человек, — говорит директор центра, — я сразу предупреждаю о том, что его ждет, что входит в его обязанности. У нас ведь нет такого, что ты только педагог или только воспитатель. Воспитанники сложные, поэтому приходится выполнять ряд дополнительных функций: ребята не всегда могут самостоятельно одеться, поесть». 

Поэтому прежде чем сформировался сегодняшний крепкий коллектив ЦКРОиР, по признанию Натальи Марковки, в первый год работы была большая текучесть: люди работали несколько месяцев и уходили. «А значит, те, кто остался, — подытоживает Наталья Владимировна, — действительно любят свою работу, потому что без этого в центре нельзя. Да, тяжело, трудно, иногда детей приходится на руках носить, коляски спускать со второго на первый этаж, поскольку лифта в центре нет, и т.д.». 

Кстати, нынешние условия ЦКРОиР Первомайского района Минска пока идеальными назвать нельзя, хотя бывший детсад пережил серьезный ремонт. «В 2005 году центр включили в районную программу по созданию безбарьерной среды, — отмечает собеседница, —  нам были выделены средства на переоборудование помещений. На них мы сделали пандус, поручни, отремонтировали лестницы и коридоры, приобрели специальную мебель». Но в идеале в центре должен быть и лифт, потому что, скажем, ребенка-колясочника поднять на второй этаж трудно. Не хватает и помещений, поскольку новый класс займет комнату, где до сих пор проводились заседания психолого-педагогической комиссии (кстати, проведение психолого-педагогических обследований, на основании которых дается рекомендация по дальнейшему обучению детей с особенностями психофизического развития, — еще одна функция центра). Помимо этого, необходимы изменения в штатном расписании — дети принимают лекарства, а значит, нуждаются в ежедневном контроле за состоянием здоровья. Кроме терапевта, неплохо было бы иметь в штате также массажиста, физиотерапевта… Но пока это мечты. 

Есть некоторые проблемы и с игровыми пособиями. Конечно, в ЦКРОиР имеется замечательно оборудованная игровая комната, где проводятся занятия с приходящими детьми (57 ребят со всего микрорайона посещают дефектологов центра), дошкольными группами центра. Там много игрушек и пособий, полученных в основном по линии ЮНИСЕФ. Например, домик-гномик для аутичных детей, которые любят уединяться, устройство, проецирующее на стену водную гладь, и т.д. У младших ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата имеются специальные коляски (каждая подписана и рассчитана на определенный рост). 

И все же значительную часть игрушек и пособий педагоги-рукодельницы делают своими руками. Их изобретения достаточно просты, но, тем не менее, очень важны. Увы, отечественная промышленность такого не производит. А ведь наработанный в центре опыт можно было бы распространить по всей стране! Недостаток игрушек помогают компенсировать различные акции и просто добрая воля людей. Например, не так давно одна семейная пара передала центру DVD и магнитофон. Второй раз прошла акция «Подари радость ребенку», в рамках которой центру досталось немало мягких игрушек. 

Впрочем, главная проблема центра и его воспитанников не в этом. Важно, чтобы и за пределами учреждения ребят воспринимали доброжелательно. В первую очередь, конечно же, сверстники. «Все проблемы в общении между детьми — от взрослых, — убеждена Наталья Марковка. — Там, где взрослые правильно понимают проблему, и у детей все в порядке». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter