Как сельский парень с нарушением слуха стал чемпионом

Бежать и верить

Если повесить на руку все медали, завоеванные уроженцем Щучинского района Александром ЧЕРНЯКОМ, их на весу удержал бы разве что Арнольд Шварценеггер. Да и то в молодые годы. Александр Черняк — чемпион и серебряный призер Дефлимпийских игр (аналог  Олимпиады  для спортсменов с нарушением слуха), победитель республиканских, европейских и мировых первенств. Тем не менее 27-летний легкоатлет необычайно скромен и после едва ли не каждого моего вопроса удивленно восклицает: «Что, вы и об этом писать будете?! Да ну... Может, не надо? Нескромно как-то». Надо, Саша, надо...

Момент триумфа: Александр ЧЕРНЯК— чемпион Дефлимпийских игр-2017.


— Александр, откройте, пожалуйста, секрет: как сельский парнишка без специальной подготовки и хотя бы минимальной легкоатлетической школы вдруг стал добиваться громких успехов и завоевывать медаль за медалью? 

— Этот же вопрос задают мне практически все знакомые. Родом я из деревни Лагоды, что в Щучинском районе. Закалку проходил с самых малых лет: помогал родителям по хозяйству, колол дрова, полол бураки и тому подобное. Если срочно нужно было по каким-то делам в райцентр, а общественный транспорт нужно было долго ждать, никогда особо не заморачивался — 9 километров в одну сторону, столько же обратно. Хорошая тренировка! Ну и постоянные игры на улице с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Домой было не загнать! Поэтому, осмелюсь предположить, определенную базу я все-таки заложил. Поступил в Гродно, в университет, и это стало очередным импульсом.

— Факультет?

— Математики и информатики. Мир спорта и мир цифр до сих пор действует на меня магически. Так вот, первым на меня обратил внимание преподаватель физкультуры. Не знаю, чем привлек достаточно нескладный парень Эдварда Станиславовича, но он уговорил попробовать силы в спортивном ориентировании.

— И как — попробовали?

— Попробовал. Мне понравилось. К слову, любовь была взаимной. Сходу выполнил норматив первого разряда. А потом мне пришла в голову достаточно дерзкая мысль: заявиться на чемпионат города по легкой атлетике среди здоровых спортсменов. Выбрал свою коронную дистанцию 400 метров. Отлично помню день первого более-менее серьезного старта — это 1 декабря 2012 года. Накануне, 20 ноября, мне исполнилось 22.

Вспоминает Эдвард Ародь, первый тренер Александра Черняка:

— Профессиональные спортсмены с нескрываемым изумлением наблюдали за странноватым незнакомцем. Никому не известный парень в видавших виды простеньких кроссовках и цветастых розовых шортах скромно стоял в сторонке. Кто-то прошипел: «Что это за клоун?..» Но когда прозвучала команда «На старт!», он сразу же преобразился. Финишировал Саша в гордом одиночестве, не оставив соперникам никаких шансов. И вот уже перед глазами совершенно иная картина — недавние скептики уважительно пожимают ему руку, а тренеры интересуются номером мобильного телефона и наперебой предлагают всерьез заняться легкой атлетикой. Когда увидели, что парень стоящий, 5 или 6 тренеров предложили свои услуги. Что мне всегда импонировало, Саша, приезжая в Гродно, никогда не забывает о тех, кто дал ему путевку в большой спорт. Подойдет, поблагодарит, пожав руку и сказав добрые искренние слова. 

— Александр, знаю, что на тот момент, когда вы выиграли первые соревнования по легкой атлетике, вам исполнилось 22 года. Это время,  когда многие не начинают, а заканчивают серьезно заниматься спортом...

— Точно. Но Эдвард Станиславович Ародь сказал, что все у меня получится, и буквально за руку отвел к корифеям тренерского цеха Владимиру и Иванне Храмовым. Так начался совершенно новый этап в моей жизни. Нужно было срочно менять технику бега. Ведь в спортивном ориентировании, которым я поначалу занимался, спортсмен, чтобы не получить травму, ставит стопу мягко, поскольку передвигается по пересеченной местности. А в беге по стадионной дорожке, наоборот — жестко. Вдобавок нужно  мгновенно позабыть про компас и карту. Но я сумел быстро перестроиться и вскоре стал серебряным призером чемпионата Беларуси среди здоровых спортсменов.

 


— Казалось бы, самое время брать быка за рога и «молотить» победу за победой. Но вы что-то захандрили. 

— Чередой пошли травмы. Наверное, из-за того, что долгое время тренировался самостоятельно, не по науке. Когда подкараулила травма, которую залечивал более года, подумал, что это божий знак. Решил заканчивать, одновременно подналег на учебу — месяцами не появлялся на тренировках. Но снова тянуло на дорожку... Иногда — с непреодолимой силой. Вернулся, и попал в заявку сборной Беларуси на Дефлимпийские игры, которые проходили в Турции. Размах соревнований впечатлял: 3100 спортсменов из 97 стран мира. Подумал, что если возьму хотя бы одну медаль, пусть бы бронзовую, буду считать свой дебют успешным. Взял две. Я получаю огромное удовольствие от самого процесса бега, от участия в соревнованиях, какого бы калибра они ни были.  

— Кто еще вложил здоровье и душу в ваше становление?

— Конечно, мама! Работала медсестрой в детском саду, но она настолько умный, тонкий и понимающий человек... Наверное, сотню раз ей предлагали отдать меня в специнтернат, но мама всегда трепетно заботилась обо мне, верила в предстоящие успехи. Она не знала, в какой сфере я себя проявлю, но всегда рефреном повторяла: «Саша, ты сильный! У тебя все получится!»

...Александр проводит разминку. Затем делает с десяток-другой ускорений. Вот чемпион совершает очередной стремительный рывок в чаше стадиона, и едва заметным движением поправляет слуховой аппарат. Он — внутриушной и стороннему человеку незаметен. Именитый легкоатлет улыбается:  

— Раньше, в пору моего детства и подросткового периода, они, эти аппараты, были наружными. Вот уж намучился! Не любил я их, мягко говоря... Что скрывать, комплекс развивался стремительно. А теперь наконец-то понял: люди разные, у кого-то физические недостатки, у кого-то иного характера. Но все хотят реализоваться и быть счастливыми, невзирая на недуг. В Беларуси спорт — будь он олимпийский, паралимпийский либо дефлимпийский — возведен в ранг культа. Хотя до сих пор смущаюсь, когда подходят на улицах, узнают, просят о совместном фото. И, наверное, другим уже не стану.

kozyrev@sb.by

Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА и из интернет-источников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter