Бежать, чтобы остаться

На предложение руководства Минского автомобильного завода обсудить новую концепцию развития товаропроводящей сети откликнулись около 200 представителей из 107 дилерских организаций России и Украины

Слово  «сервис»  в  этом  году  зазвучит  по-новому 

Для белорусских машиностроителей наступило благодатное   время, когда спрос на их продукцию на внешнем рынке значительно превышает предложение. Но это не повод для самоуспокоения, скорее, толчок к еще более напряженной работе. Руководители предприятий понимают: чтобы закрепить этот успех, необходимо создавать стабильные и прогнозируемые условия поставок техники на среднесрочную и долгосрочную перспективу. А это возможно, если на основных рынках сбыта организована эффективная сервисная сеть. 

«Спрос постоянно растет, но есть проблема у всех наших предприятий — отсутствие качественного сервиса и сопровождения продукции, — говорит генеральный директор РУП «МАЗ» Николай Костень. — К сожалению, у нас еще нет должной культуры, понимания, что должно происходить после продажи». Этот вопрос стал ключевым на встрече руководителей РУП «МАЗ» с представителями дилерских организаций в России и Украине, которая прошла в Минске в декабре 2007 года. На фоне повышенного спроса на технику МАЗ в этих странах многие организации проявляют интерес к сотрудничеству с белорусским предприятием. И на предложение руководства Минского автомобильного завода обсудить новую концепцию развития товаропроводящей сети откликнулись около 200 представителей из 107 дилерских организаций России и Украины. Для дилеров разработаны, в частности, новые регламенты, которые включают в себя единые требования к техническому оснащению, внутреннему и внешнему оформлению дилерских центров. На предприятии считают, что это позволит сформировать целостное восприятие бренда «МАЗ» в глазах потребителей. 

На долю российского и украинского рынков приходится соответственно 60 % и 12 % от всей реализуемой продукции МАЗ. Это немало, учитывая, что товаропроводящая сеть предприятия представлена в 27 странах, а импортерами являются около 50 государств. «Мы ценим сотрудничество с каждой дилерской организацией, стараемся вникать во все их проблемы, — поясняет Николай Костень. — В настоящее время мощности завода не позволяют полностью удовлетворять потребности рынка автомобильной техники, но нами ведется постоянная работа по наращиванию выпуска автомобилей и запчастей». Так, например, наиболее дефицитный товар у наших соседей — трехосные автомобили грузоподъемностью 20 тонн и выше. По информации гендиректора завода, к февралю выпуск такой техники составит до 50 автомобилей в сутки, а к концу года — до 70. В целом к 2010 году планируется увеличить производство автомобилей МАЗ до 30 тысяч (в 2007-м — 23 тысячи). Кроме того, выпуск прицепов возрастет с 8 тысяч до 9 тысяч, пассажирской техники — с 1,6 тысячи до 2 тысяч, кранов — с 560 до тысячи единиц. 

Минский автомобильный завод в своем сегменте занимает около 22 % российского рынка. Основной конкурент — ОАО «КамАЗ» — со своей долей 40 % значительно опережает белорусского производителя. С 1 января 2008 года в Россию могут поставляться только автомобили с двигателем «Евро-3». И для технических специалистов МАЗа разработка и освоение таких моделей стало основной задачей в прошлом году. А с точки зрения продаж в ближайшее время решено максимально улучшить условия продвижения техники МАЗ, приблизить ее к потребителю. Так, по информации коммерческого директора РУП «МАЗ» Игоря Кушнерского, в России и затем в Украине будут создаваться логистические центры. В настоящее время ведутся переговоры о выделении площадки под строительство такого центра в Московской области, на который будут возложены задачи по централизации доставки автотранспорта и проведению первого технического обслуживания (ТО-1). Кроме того, в планах Минского автомобильного завода организовать логистические склады для поставки в РФ запасных частей. Например, на базе совместного предприятия «ЛадогаМАЗсервис» предполагается создать центр по обслуживанию северо-западного региона. На Урале такой логистической точкой могут стать Челябинск или Екатеринбург. Руководство МАЗа планирует также активизировать работу в южном направлении с учетом бурного развития региона в преддверии Олимпиады-2014 в Сочи. 

Не останутся без внимания и белорусские потребители. Так, в Минске запланировано строительство специализированного логистического склада для реализации запчастей. Перед началом разработки бизнес-плана специалисты завода посетили подобные объекты в Германии, России, Украине. Предполагается, что площадь склада превысит 5 тысяч квадратных метров. Особое внимание уделяется выбору логистического оборудования, которое рассчитано и на малоемкие запчасти, и на крупногабаритные. «Хотелось бы грамотно вложить деньги, — поясняет Игорь Кушнерский. — Информацию мы обработали, надеемся в ближайшие полгода разработать проект и в первой половине 2009 года построить склад». А в этом году во всех областных центрах Беларуси появятся отделы продаж запчастей. Первый на очереди — Могилев, здесь такой центр создается на базе входящего в структуру МАЗ ОАО «Могилевтрансмаш». 

В прошлом году Минский автомобильный завод инвестировал в основной капитал около 150 миллиардов рублей. По утверждению генерального директора предприятия, в 2008 году уровень инвестиций не снизится. Основную часть ресурсов планируется вложить в создание эффективной товаропроводящей сети. 

----------------------------------

Геннадий Свидерский, заместитель министра промышленности: 

— Что касается машиностроения, то по итогам 2007 года мы удовлетворены работой этого комплекса. Объем выпуска техники МАЗ, тракторов, сельскохозяйственных машин увеличился, что было подкреплено устойчивым спросом на продукцию. Особенно отрадно, что рост объемов и востребованность на внешнем рынке сопровождались освоением новой продукции. Например, на РУП «МАЗ» около 30 % произведенной техники — новые модели, удовлетворяющие самым современным требованиям, разработанные в соответствии с запросами потребителей. 

Что касается рентабельности, были некоторые сложности, но целевые показатели по машиностроению в результате выполнены. 

Главная задача на 2008 год — дальнейшая интеграция с нашими зарубежными партнерами, углубление производственной кооперации. В первую очередь — создание и вывод на новый качественный уровень сервисной сети по рынкам реализации нашей техники. Да, спрос на технику есть. Но слову «сервис» мы должны придать в 2008 году новое звучание: это не только поддержка в гарантийный период, но и более широкий спектр услуг: собственные площади, разветвленная сеть… И все это должно быть на основных рынках, где мы присутствуем. 

Конечно, продолжится работа по техперевооружению. Речь идет не только о создании новых образцов, но и о внедрении новых технологических линий, которые будут отвечать требованиям качества, себестоимости, проектирования. Эта пятилетка инновационная, значит, знания должны превращаться в деньги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter