«Бездомные» корнишоны

Консервы из богатого урожая огурцов могут оказаться на прилавках магазинов по необычайно высоким ценам

Нынешнее лето обещает быть урожайным не только на хлебной ниве, но и на овощных полях страны. Однако консервы из богатого урожая огурцов могут оказаться на прилавках магазинов по необычайно высоким ценам. 

Как ни странно, но причина такого парадокса перекочевывает из года в год, невзирая на то, что во многих отраслях экономики успешно реализуется государственная программа импортозамещения продукции. Отечественные предприятия, выпускающие плодоовощные консервы, и в нынешнем сезоне оказались без поставщика стеклянных банок емкостью 0,72 и 0,95 литра с крышкой твист-офф. С подобной проблемой столкнулись практически все белорусские предприятия, производители плодоовощной консервированной продукции, — стеклотара для закатки огурцов, корнишонов  и компотов в разряде дефицита в ОАО «Горынский агрокомбинат», УП «Борисовский консервный завод», ОАО «Пружанский консервный завод» и ОАО «Быховский консервный завод». 

К примеру, одному из ведущих предприятий отрасли — Быховскому консервному заводу, где практически завершена реконструкция производства, для успешного проведения сезона необходимо закупить 65 тысяч банок емкостью 0,72 литра и около 50 тысяч банок — 0,95 литра. Единственный монопольный производитель этой продукции в нашей стране — СЗАО «Стеклозавод Елизово» — стеклянные банки такой емкости на поток не поставил. Ныне он экспортирует пивную бутылку и обеспечивает консервные предприятия республики банками емкостью 0,5 и 0,45 литра для закатки зеленого горошка. Как показала практика последних лет, консервированный зеленый горошек белорусского производства не только расшатал позиции импортного аналога на местном рынке, но и является превосходным экспортным товаром. Елизовские изготовители стеклотары пообещали руководителям предприятий консервной отрасли поставить банки для закатки огурцов и других плодоовощных консервов в начале сентября, когда заработает Гомельский филиал СЗАО «Стеклозавод Елизово». Однако на консервных предприятиях прекрасно понимают, что через месяц, когда пик огуречного сезона пройдет, ныне дефицитная стеклотара окажется невостребованной у елизовских стекольщиков. Данной ситуацией, безусловно, решили воспользоваться предприятия по выпуску стеклотары Литвы, России и Украины. Белорусские предприятия консервной отрасли уже начали покупать у них необходимые банки твист-офф по более высокой цене. Конечно, ситуация ненормальная, убеждены отечественные производители огурцов и корнишонов, но лучше проиграть в цене, чем уступить полки магазинов в весенне-зимний период импортной продукции. Возникает лишь вопрос, почему елизовские производители стеклотары, добросовестно принимавшие несколько месяцев подряд заявки отраслевых предприятий на «огуречную» банку, так их и не выполнили? Получается, что стеклозавод принимает заявки лишь формально, ориентируясь при этом на производство наиболее выгодной продукции. Руководители консервной отрасли не в состоянии повлиять на частного производителя из Елизово, самостоятельно определяющего производственную политику, но не учитывающего полностью конъюнктуру и запросы местного рынка. Чтобы не останавливать производство, белорусские консервные заводы предпочли альтернативу более дорогой импортной банке, купленной, естественно, за валюту.  В итоге отечественная огуречная консервированная продукция появится на полках магазинов по более высокой цене, но это лучше, чем капитулировать перед импортным собратом. Парадоксальность ситуации на этом не заканчивается: отраслевые предприятия добросовестно выполнили постановление правительства по техническому перевооружению производства, закупили и проверили в деле дорогостоящее оборудование для выпуска плодоовощных консервов в современной упаковке. Не без оптимизма они отчитались о проделанной работе и планах по удвоению объемов производства перед вышестоящими органами государственного управления, а на поверку предприятия вновь должны закатывать компоты и огурцы в достижение многовековой давности — трехлитровую банку. Даже самая качественная продукция в такой «бронебойной» упаковке повергнет в шок не только зарубежного, но и отечественного покупателя. И не получится ли так, что стоимость вынужденного импорта в Беларусь недостающей стеклотары и  плодоовощных консервов превысит валютные поступления от экспорта елизовской продукции. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter