Бездоходное производство

Почему продукцию наших садов вытесняет импорт
Почему продукцию наших садов вытесняет импорт

Ряды главного минского рынка — «Комаровки», как и полагается в это время года, просто ломятся от изобилия. Груши, виноград, хурма, апельсины, бананы... И, конечно же, яблоки — лидеры покупательских симпатий в любое время года. Потому что вкусны, полезны и вроде бы доступны по цене для всех — от студента до пенсионера. Впрочем, в актуальности последнего аргумента я сильно засомневалась, пройдясь на днях по яблочным рядам.

Подойдя к прилавку с отборными яблоками, не поверила своим глазам. 3 тысячи рублей за килограмм, разборчивым почерком выведенные на ценнике, показались мне неудачной шуткой. Ведь не далее как месяца полтора назад на неожиданное яблочное изобилие сетовали как заготовители, машины которых днями простаивали у проходных консервных заводов, так и владельцы садов, не знающие, как сбыть небывалый урожай. Куда же все подевалось, раз уже сегодня, когда и зима не успела начаться, африканские апельсины и бананы дешевле нашенского простого яблочка?

— Дело в том, что на рынках под маркой белорусских яблок часто продают завозные — молдавские и польские, которые, разумеется, дороже местных, — объяснила мне торговый парадокс начальник отдела заготовок и организации рыночной торговли главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Валентина Иванцова. — Покупатели, наслышанные, что импортные фрукты для сохранности товарного вида многократно пичкаются химикатами, стремятся покупать нашу продукцию, что и учитывают рыночные торговцы. А белорусского яблока на базаре уже практически нет. Чтобы им торговать, его надо было закупать в сентябре — октябре, во время массового сбора в специализированных хозяйствах. Однако, к сожалению, ни у хозяйств, ни у плодоовощных комбинатов нет современных хранилищ с соответствующим микроклиматом, где бы плоды могли находиться долгое время, не теряя потребительских свойств. Поэтому в период съема урожая магазины и комбинаты берут лишь то количество яблок, которое могут быстро реализовать. Остальной урожай хозяйства, имеющие сады, вынуждены продавать всем, кто берет, в основном российским перекупщикам. В итоге зимой найти белорусское яблоко практически невозможно. Из 2 тысяч тонн яблок, которые мы реализуем в Минске ежегодно через оптово–розничные плодоовощные комбинаты, 50 процентов составляет импорт.

Но в этом году в стране вызрел рекордный урожай яблок: по оценкам специалистов, более 400 тысяч тонн. Где же он? Сомнительно, чтобы все это богатство «уехало» за рубеж.

— Переработано на соки, вино, плодовые консервы, — считает заведующая отделом селекции плодовых культур Института плодоводства НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук Зоя Козловская. — Основная масса яблок выращивается в садах у деревенских жителей, не знакомых с технологией и не ведущих борьбу с болезнями и вредителями. У населения в основном летние и осенние сорта, которые невозможно длительно хранить. Кроме того, на 80 процентах яблонь из–за их преклонного возраста вообще не могут вырасти качественные плоды: деревьям по 20 и более лет. Новых сортов на личных подворьях практически нет, поэтому отсутствует и т.н. товарное яблоко, способное храниться несколько месяцев. В итоге сформировать однородные партии плодов по размеру, сорту, внешнему виду, как того требует розничная торговля, практически невозможно. Кроме того, «лежкость» этих яблок теряется из–за того, что хозяева садов редко снимают их вручную, предпочитая околачивать деревья, травмируя при этом плоды.

Именно по этой причине из 137 тысяч тонн яблок, закупленных Белкоопсоюзом в этом году, на хранение было заложено только 1,5 тысячи тонн. «Это в основном яблоки, приобретенные по договорам в специализированных хозяйствах, — утверждает начальник управления заготовок «Белкоопсоюза» Владимир Гапанович. — Яблоки, закупленные с личных подворий, а это более 134 тысяч тонн, мы почти полностью отправили на переработку».

В этом, разумеется, ничего плохого нет. Пищевые предприятия создали запасы сырья, на прилавках появятся соки и плодоовощные консервы собственного производства, наконец сократится импорт виноматериалов. В то же время хотелось бы, чтобы и фрукты, выращенные в наших садах, присутствовали на столе круглый год, а не два–три месяца. В прошлом году, например, в Беларусь было ввезено почти 92 тысячи тонн яблок на сумму более 25 миллионов долларов. А в их цене, разумеется, и затраты по доставке, которые в итоге оплачивает потребитель. Стоит ли тогда удивляться высокой стоимости яблок? Кстати, пройдясь по «Комаровке», я, к своему удивлению, обнаружила, что 3 тысячи рублей за килограмм — это не предел. За голландские яблоки продавцы просили по 4 тысячи, итальянские стоили все 5. Справедливости ради отмечу, что в тот день я нашла и белорусскую «антоновку» по цене 800 рублей за килограмм, и «белорусское малиновое» стоимостью 1,5 тысячи рублей, и словно сошедший с картинки «антей» по 1.800, выращенный, как мне поведала продавец, в фермерском хозяйстве.

Но уже через месяц–другой отечественное яблоко, похоже, как всегда, станет редкостью, полностью уступив прилавок импортному. Не лучше ли было бы не уповать на урожай, выращиваемый населением, а выручку от уплаты таможенных пошлин направить на развитие собственной промышленной плодоводческой отрасли: закладку новых садов, организацию ухода за деревьями, строительство хранилищ? Ведь когда–то и Польша, ныне поставляющая яблоки в десятки стран мира, начинала с простого — закладки интенсивных садов и выделения льготных кредитов и ссуд. Неплохой опыт?

Компетентное мнение

Вячеслав Самусь, директор Института плодоводства НАН Беларуси:

— Государственная программа развития плодоводства на 2004 — 2010 годы предусматривает увеличение производства плодов и ягод вдвое — до 80 килограммов на человека. В прошлом году на ее реализацию было выделено 15,5 млрд. рублей. В нынешнем — 23,7 млрд. рублей. За два года хозяйства посадили новые сады на 3,2 тыс. гектаров. К 2010 году площадь под садами расширится до 12,2 тысячи гектаров, что позволит довести долю продукции промышленного садоводства до 40 процентов вместо нынешних 20. Параллельно ведется строительство новых и реконструкция имеющихся плодохранилищ, суммарная мощность которых составит 31,7 тысячи тонн. Это тот минимум, который необходим для того, чтобы обеспечить страну собственной плодоводческой продукцией и существенно сократить ее импорт.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter