Без выбора «жировка» жиреет

И все потому, что надлежащего комфорта и порядка, которые хотелось бы иметь в домах и на прилегающих территориях, пока нет. О затратах на воду, тепло, вывоз мусора и прочие услуги ЖКХ мы узнаем только из «жировок».

КОММУНАЛЬЩИКОВ у нас не шибко жалуют

И все потому, что надлежащего комфорта и порядка, которые хотелось бы иметь в домах и на прилегающих территориях, пока нет. О затратах на воду, тепло, вывоз мусора и прочие услуги ЖКХ мы узнаем только из «жировок».

Их население оплачивает в основном исправно, а вот со своими прямыми обязанностями соответствующие службы справляются далеко не полностью. Отсюда многочисленные заявления и жалобы, в том числе и в администрацию Президента. Проблемные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве сейчас в центре внимания рабочей группы, созданной по распоряжению главы государства.

По словам руководителя группы, председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона, реальные тарифы — это одна из самых сложных тем. Ясного понимания здесь нет не только у населения, но и у местных органов власти. Не могут найти баланс интересов потребителей и производителей соответствующие министерства и ведомства.

По мнению Минэкономики, в последние годы снижается удельный вес затрат на оплату услуг в доходах среднестатистической семьи из трех человек. Сегодня она платит за них только три процента своего дохода. Исходя из расчетов, в январе—мае население возместит лишь 27,3 процента затрат на техобслуживание, 14,6 — теплоснабжение, 16,1 — горячее водоснабжение, 13,7 — канализацию, 75 — вывоз и переработку мусора, а в целом по ЖКХ — лишь 14,3 процента. Как результат — при фиксированном бюджетном финансировании возрастает нагрузка на коммунальные предприятия. Не помогает даже ежеквартальное повышение тарифов.

Надо признать, что госказна не может дотировать всех потребителей. Это слишком затратно и нерационально, поскольку ложится большим грузом на бюджет и реальный сектор экономики и, что очень важно, не стимулирует население к экономии. Получается, что дотациями — за счет бюджетного и перекрестного финансирования — пользуются буквально все, вне зависимости от уровня доходов. Огромные финансовые средства «размазываются» тонким слоем по всем потребителям услуг — и богатым, и бедным. Так что, хотели бы или нет, дифференцирование тарифов необходимо.

На очередном заседании рабочей группы поступило предложение о полном возмещении населением затрат на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтом. Возможно, уже в 2014 году это будет реализовано. Существенно это не отразится на жировках, поскольку платежи возрастут лишь на несколько тысяч рублей. Но в республиканском масштабе высвободятся солидные средства.

Напомним, Программа социально-экономического развития республики предполагает, что уровень возмещения населением затрат должен составить в 2015 году не менее 60 процентов. Но, получая счет за квартплату, мы пока продолжаем удивляться тому, что самыми дорогими оказываются услуги далеко не первой необходимости. Такие жизненно важные позиции, как вывоз мусора, свет, газ и вода уступают по стоимости позициям типа технического обслуживания жилого дома.

К слову, в прошлом году утверждены перечень таких работ и периодичность их выполнения. В него вошло около 150 видов деятельности. Какие работы из этого обширного списка регулярно выполняют работники вашего ЖЭСа? Конечно же далеко не все. А что такое указанные в жировке «управленческие расходы или услуги сторонних организаций»? Ответ на этот вопрос не может дать даже Минжилкомхоз.

Конечно, аргументы в пользу реформ в ЖКХ очевидны. Как отмечают специалисты Минфина, бюджетное субсидирование здесь достигло критического уровня. Поэтому тарифы на газ, тепловую и электрическую энергию для населения будут повышаться.   Тем не менее в бюджете 2014 года сохранилась значительная поддержка населения по услугам ЖКХ. На их субсидирование планируется направить более 9 триллионов рублей. Это около 8 процентов общих расходов. Уметь их правильно распределить — тоже нелегкая задача.

Несомненно, совершенствованию тарифной политики может способствовать конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг. Пока что у потребителей нет выбора, предприятия частной формы собственности большой активности здесь не проявляют. Хотя концепция развития ЖКХ предусматривает перевод обслуживания жилищного фонда на конкурсную основу. Ведь, как показывает практика европейских стран, именно выбор развивает конкурентную среду, а она в свою очередь повышает качество оказываемых услуг и дает возможность снижать себестоимость.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter