Штраф и отключение за просрочку платежей: чем еще грозят незаконные врезки и неоплата услуг за водоснабжение

Без врезких движений

Примерно десять процентов минчан, проживающих в частном секторе, не оплачивают услуги водоснабжения и водоотведения. Хотя водой активно пользуются. Одни недоплачивают, потому что не сверяются с показаниями счетчика, другие не платят по разным причинам. Однако есть и те, кто незаконно подключается к центральному водопроводу или делает врезки до прибора учета и не оплачивает воду. Как взыскивают задолженность в таких случаях и как жильцы домов рискуют остаться без воды, узнавала корреспондент «Р».

Без учета, но с контролем

Вместе с контролером водопроводного хозяйства ЦРП «Водосбыт» УП «Минскводоканал» Ириной Колмычковой отправляемся в частный сектор Первомайского района города Минска. Форменный жилет, рабочее удостоверение, бахилы, медицинская маска и резиновые перчатки — специалист к работе готова. В ее обязанности входит сверка показаний приборов учета, выявление неисправных счетчиков, а также выявление незаконного подключения к централизованному водопроводу или канализации. Сегодня сверяем реальные показания приборов индивидуального учета с оплаченными. Нам нужно попасть в два десятка домов. Однако практика показывает: хорошо если окажемся в половине. 

Контролер не только сверит показания приборов учета, но и выявит их неисправность.
Фото Юрия Мозолевского

Первый адрес, заходим в дом. Здесь все в порядке. За воду хозяева платят исправно. Ирина Колмычкова обращает внимание: прибору индивидуального учета почти пять лет и у него истекает срок поверки. Сроки последней можно увидеть в паспорте прибора учета или на заводской пломбе. Если водомер не пройдет государственную метрологическую поверку, то потребление воды будет считаться безучетным. А это совсем другие суммы в квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг.

Перед тем как признать водопотребление безучетным, работники «Минскводоканала» уведомляют потребителей о необходимости замены, а тем в свою очередь нужно согласовать дату и время проведения замены по телефону 119. Плановая замена проводится бесплатно. Ирина Колмычкова вручает уведомление, в котором четко прописано: в течение 30 дней человек должен обратиться в УП «Минскводоканал» для замены счетчика. 

Хозяева следующего дома вроде бы платят регулярно. Вроде — потому что прибор учета здесь неисправен. Как давно он не работает, собственник затрудняется ответить. Фактические показания водомера он не подавал, а каждый месяц подтверждал те данные, что автоматически выставляются при оплате. Кстати, так называемый недозаявленный объем — это своеобразная ловушка, которая может привести к переплате или куда хуже — поможет обрасти долгами. Каждый месяц человек оплачивает примерно одинаковый объем воды, но не сверяет с фактически потребленной. Разница в показаниях бывает существенной: как в минус, так и в плюс. В таком случае контролер уведомляет о расхождении показаний и направляет акт в расчетно-справочный центр для расчета за фактические показания. 

Специалисты УП «Минскводоканал» ежегодно проводят сверки и аудит индивидуальной жилой застройки.

Согласно пропускной способности

Вернемся к неисправному счетчику. Пользование водой в таком случае — это безучетное потребление. И оплату за использованную воду пересчитают. Правда, уже не по показаниям счетчика, а исходя из норм потребления. А это от 100 до 400 литров в сутки (зависит от благоустройства жилого дома) на человека, зарегистрированного в жилом доме. Это значит, что если зарегистрировано четверо, то за месяц могут выставить до 48 кубометров воды. Даже если средний расход в месяц 10 кубов. Вот и считайте. 

Платить за воду лучше по фактическим показаниям счетчика.
sb.by
Кстати. Если неисправность обнаружит потребитель и сам уведомит об этом специалистов, то воду пересчитают только за месяц. Если контролер — то платить придется за все время с момента последней сверки. Максимальный период проведения перерасчета — не более трех лет. 

По этому адресу Ирина Колмычкова составляет акт безучетного водопотребления, в котором четко прописано, что необходимо заменить счетчик, а пока расчет воды будет проводиться по нормам. 

Еще один адрес — с большой задолженностью. Хозяева разводят руками: нет денег не только на оплату водоснабжения, но и для других жилищно-коммунальных услуг. Правда, обещают в ближайшее время решить проблему. Контролер напоминает: в случае неоплаты или оплаты не в полном объеме более двух периодов потребителей могут отключить от водоснабжения, а сумма задолженности будет взыскана в принудительном порядке. Вернут воду в дом только после полного погашения задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения и акта выполненных работ по подключению. 

По нескольким адресам мы предсказуемо не попадаем. В почтовых ящиках оставляем уведомление с просьбой связаться со специалистами «Минскводоканала». Вопросов к потребителям хватает. Бывает, что в доме по документам нет воды, а на деле ею активно пользуются. Например, когда с потребителем заключен договор на пользование уличной водоразборной колонкой, а по факту вода проведена в дом. Это незаконная врезка в централизованный водопровод, и за нее предусмотрен расчет по пропускной способности водопроводного ввода. Она соответствует объему воды, который бы прошел по сечению трубы со скоростью 2 м/с в течение 24 часов за 30 суток. Даже при минимальном диаметре трубы в 15 миллиметров это 916 кубометров. При нынешних тарифах на воду это около 850 рублей за месяц. 

КОМПЕТЕНТНО

Татьяна Кузнецова, начальник отдела по работе с гражданами ЦРП «Водосбыт» УП «Минскводоканал»:

— В Минске почти 23 тысячи лицевых счетов по частному сектору. За воду не платят около десяти процентов потребителей. 

Если мы говорим о нарушениях в домах индивидуальной застройки, то чаще всего встречаются отводы для полива до прибора учета, подключение шлангов к уличным колонкам или централизованным и ведомственным системам водоснабжения и водоотведения без оформления врезок в установленном порядке. Специалисты УП «Минскводоканал» ежегодно проводят сверки и аудит индивидуальной жилой застройки, анализ водопотребления собственником для выявления таких врезок. При обнаружении самовольного подключения потребителю грозит не только расчет «по пропускной» за воду, но и административное наказание. 

Также проводятся мероприятия по работе с должниками: обзванивают потребителей, информируют их через СМС-оповещение, электронную почту, а также направляют письма в адрес должника. Но самый действенный способ — отключение воды в жилых домах, в которых потребители имеют задолженность два и более периода.

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter