О фильме Гильермо дель Торо "Форма воды"

Без водных преград

Вот и до нас докатились воды Атлантики. По мнению главного голливудского сказочника мексиканского происхождения Гильермо дель Торо, в таких водах или в водах какой–нибудь большой реки и можно было выловить странное амфибоподобное существо, «на лицо ужасное», но «доброе внутри». Именно с этим существом и связан весь сюжет его самой громкой картины «Форма воды», к тому же и самой награжденной: «Золотой лев» Венецианского фестиваля, два «Золотых глобуса» от Голливудской ассоциации иностранной прессы, 13 номинаций на предстоящий «Оскар».


Сюжет по–сказочному прост и по–философски неоднозначен. Скромная немая барышня живет своей жизнью по заведенному раз и навсегда графику: утром — яйца на завтрак, днем — работа уборщицей в военной лаборатории, вечером — мюзиклы по телевизору. Однообразие не отменяет обычного желания быть красивой и любимой. Все меняет случай, благодаря которому Элайза (Салли Хокинс) однажды узнает про самую большую тайну этой лаборатории: для военных целей в большом аквариуме прячут морского гуманоида. На фоне авторитарной политики учреждения времен холодной войны разворачивается нешуточный роман между бессловесной хрупкой уборщицей и брутальным добродушным существом.

В детстве многие мечтают летать, а вот дель Торо всегда мечтал жить под водой и дышать там так же естественно, как и на суше. Каждый раз, оказываясь в бассейне или море, он представляет себя свободным млекопитающим. Потом на него сильное впечатление произвел сюжет с красавицей и чудовищем. Правда, ему не по нраву было то, что чудовище в конце превращалось в прекрасного принца. Принца полюбить — это просто, а вот попробуй полюбить того, кто никак не вписывается в категорию прекрасного. Во всяком случае, внешне. Гильермо дель Торо на пресс–конференции на Венецианском кинофестивале подчеркивал, что его фильм о самой что ни на есть настоящей любви. И пояснял свою мысль «водными» примерами. Самый сильный элемент на Земле — вода, поскольку, не имея никакой конкретной формы, она проходит сквозь все, что угодно, преодолевает самые сильные преграды, и нет силы, которая способна была бы остановить это движение. Это то, какой и должна быть любовь — гибкой, всесильной и всепроникающей.

В «Форме воды» запечатлелись не только тайные желания автора, но и его визионерские предпочтения, поскольку это потрясающе красивое по визуальной картинке произведение. Ритм картины похож на нежные волны прибоя. Там нет ни одного статичного кадра, все будто колышется, переливается, плавно перетекает из одного в другое. У воды есть свой голос. Звучит не менее изысканная и впечатляющая музыка одного из самых востребованных кинокомпозиторов Александра Деспла. Его музыка точно передает плавность и текучесть чувств, эмоций, желаний. Музыка, как и живописный колорит каждого кадра — это своеобразное ДНК ленты.

Кстати, среди сотрудников лаборатории есть и агент КГБ по имени Дмитрий (Майкл Стулбарг), который, как сказал сам режиссер, должен был говорить с «минским акцентом», поскольку он «родом из тех мест». Любопытно, то такое «минский акцент» и откуда знает про это мексиканский режиссер, живущий в Америке? И в то же время синефил дель Торо признавался в Венеции, что ничего не знал про советский фильм «Человек–амфибия». В это трудно поверить: его «Форма воды» все–таки сильно напоминает всем нам хорошо известный сюжет. С небольшой разницей — в нашей «Амфибии» человека все–таки было больше. А своего «Оскара» — и, наверное, не одного «Форма воды» получит.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter