Белоруса обвинили в краже шуб в Москве, а он уверяет, что был в Гродно

Без вины виноватый

Вряд ли скромный редактор Московского Художественного театра имени Чехова, гражданин Беларуси Андрей Микрюков мог предположить, что когда-либо окажется героем реальной трагикомедии. Недавно его обвинили в краже трех шуб из торгового центра Москвы. Сам белорус, как и десятки свидетелей, уверяет: в тот период он гостил у родителей в Гродно. Ситуация.

Кто же такой этот Микрюков, гениальный комбинатор либо жертва произвола? Никоим образом не подменяя собой следователя или судью, поделюсь журналистским взглядом на эту парадоксальную историю.

Андрей Микрюков.

— В Москве я живу у своего дяди, — рассказывает мне Андрей. — Утром 4 июня — звонок в дверь. Открываю. Незнакомец в штатском с ходу бьет меня кулаком в грудь, потом говорит, что я какую–то шубу украл. Представляете мое состояние? Ничего не понимаю, у меня паника: какая шуба?! Визитер забрал мой телефон — чтобы никому не позвонил. В какой–то момент я смог спуститься к консьержке, чтобы через нее предупредить тетю (она живет в соседнем подъезде). Но на первом этаже дорогу преградил еще один человек в гражданской одежде. Он съездил мне по физиономии, свалил на пол, бил ногами. Затем, ткнув пистолетом мне в лицо, потребовал вернуться обратно. Вахтерше пригрозил, чтобы сидела на месте и никому ничего не сообщала.

Неожиданно у входной двери Микрюков замечает своего друга М. (работает в бизнесе). Что человек, проживающий на ВДНХ, в такую рань делает на Тверской? Впрочем, тогда это обстоятельство не особо волновало Андрея, он искренне обрадовался появлению приятеля и хотел попросить о помощи, но и эти попытки «гости» пресекли. Наконец представились, показали удостоверения. «Белорусский паспорт мне предложили засунуть куда подальше. Никаких, говорят, прав у меня в Москве нет, и могу готовиться к тюремному сроку. Ну и давай: мол, зачем 5 мая украл шубу из торгового центра на ул. Пресненская набережная?» «Это какая–то ошибка. 5 мая я был в Беларуси», — пытался объяснить Андрей оперативникам. Но те надели на него наручники и отвезли в ОВД Пресненского района. Еще в автомобиле, говорит мне собеседник, оперативный работник (его данные есть в редакции) предложил оплатить стоимость шубы — миллион российских рублей — и уголовное дело, дескать, закроют. Задержанный продолжал твердить, что он не вор.

— По прибытии в отдел количество якобы украденных мною шуб возросло до трех. Кстати, при обыске в квартире (а проводился он, когда я сидел в изоляторе) у меня изъяли компьютер, отложенные на отдых деньги, куртки (протокола изъятия я не видел). Родным о моем местонахождении не было известно более суток. Родственники обзванивали подразделения полиции, обращались на Петровку, 38, но безрезультатно... Допрашивали меня до позднего вечера. Потребовав консула, я получил по физиономии.

Задержанный все пытался убедить полицейских в ошибке, говорил, что его нахождение в Гродно 5 и 6 мая легко доказать. Но... Андрей показывает мне копию именного билета, согласно которому 26 апреля в 20.00 он вылетел из Москвы в Минск, а 27 мая в 23.00 автобусом выехал обратно.

Авиабилет Микрюкова, рейс Москва – Минск.
Именной посадочный талон на автобус из Минска в Москву.

Во вторую ночь в СИЗО Андрея, по его словам, пытался изнасиловать сосед по камере. Парень отбился, ударив того в кадык. А утром к сокамерникам подселили третьего человека. Опасаясь за свою жизнь, Микрюков решил подписать признание. Так он оказался дома при условии не уезжать из Москвы: «Я полностью осознаю свою ошибку, но только так я смог выйти из изолятора».

Какими же данными располагало следствие, чтобы уверенно грозить человеку тюрьмой на срок до 10 лет? По мнению следователя Следственного отдела ОМВД по Пресненскому району (данные есть в редакции), А.Микрюков вынес шубы из павильона по ул.Пресненская набережная между 22.56 (5 мая 2018) и 9.45 (6 мая). Имущество, с которым скрылся преступник, оценили на сумму 3 596 000 российских рублей. Размер особо крупный.

Московские эксперты сравнили изображение Андрея с фото возможного вора и нашли 10 совпадений. Хотя в размытом силуэте можно узнать и снежного человека.
В распоряжении сыщиков оказалось видео. На нем человек в кепке несет пакет среднего размера (в него хорошо если вместится одна шуба, не говоря уже о трех), затем садится в такси. Сама картинка очень плохого качества, и признать в нем хоть кого–то, на мой взгляд, нереально. Казалось бы, после экспертизы обвинение с гражданина можно было бы снять, но эксперты усмотрели в мутной фигуре на фото 10 совпадающих признаков с изображением Микрюкова. «Даже на картинке такого низкого качества видно, что неизвестный ниже меня, у него короче ноги и туловище, меньше голова и размер ноги гораздо скромнее моего 46–го, — возмущается Андрей. — Также у меня бородка, ношу очки с оптическими линзами. На представленном мутном фото ничего этого нет».

Под это размытое изображение подойдет добрая часть москвичей. Почему вдруг Микрюков? Проверяя номера такси, проезжавших в это время поблизости, следствие вышло на того самого М. И именно он изначально показал на Андрея как на возможного вора. Что ж, теперь объяснимо чудесное появление этого товарища у дома белоруса в день его задержания.

— М. позже объяснял мне, что его остановили возле его дома и, пригрозив, стали настойчиво спрашивать, кому он вызывал такси в ночь с 5 на 6 мая, — продолжает мой собеседник. — Тот от испуга и назвал меня, зная, что я был в Гродно. Позже он изменил показания, признался: такси вызывал себе и сам в нем уехал. Почему он сперва оговорил меня, не понимаю. Но именно с того признания и началась вся эта нелепая история. А тут еще нашелся таксист, на очной ставке мгновенно меня опознавший. Сказал, будто хорошо запомнил лицо, фигуру, одежду, кепку и пакет.

Параллельно Андрей с родителями стал собирать доказательства того, что в те майские дни он был в Гродно. Это письменно подтвердили десятки свидетелей. Имеются, опять же, именные билеты, говорящие о перемещениях белоруса из Москвы в Минск и обратно, данные о геолокации его телефона и геометках фото, сделанных в Беларуси, распечатки звонков с московского и белорусского номеров, переписки в мессенджерах (во время нахождения в Беларуси), информация о платежах банковской карты Микрюкова–младшего (они показывают, что весь месяц за исключением нескольких дней в Литве он был в Беларуси). «Позже я отказался от признательных показаний. Просил следователя приобщить представленные мной материалы к делу, учесть отказ М. от своих прежних слов. Но мне было отказано. Как и в повторной очной ставке с таксистом».

Самый веский аргумент в пользу Андрея получил его отец: ему удалось взять видеозапись из торгового центра «Корона» в Гродно, где отчетливо видно, что 5 мая почти в шесть часов вечера наш театральный редактор Микрюков спокойно выбирает сыры в молочном отделе. Казалось бы, в распоряжении следственных органов появилось ценнейшее доказательство (кстати, заверенное начальником службы безопасности гродненского ТЦ), но и оно было проигнорировано. Хотя проведенная в Москве экспертиза этого видео подтвердила 100–процентную идентификацию на нем Микрюкова, места и времени записи. Все это легко проверить, было бы желание.

Как Микрюков мог воровать шубы в Москве, если тем вечером он был в магазине в Гродно?

Андрей рассказал мне и вот какую вещь: «Недавно возле театра ко мне подошел незнакомец, спросил, не хочу ли я посодействовать закрытию дела за определенную сумму?» Однако молодой человек пошел другим путем — через прокуратуру и СМИ. Не исключаю, что вопросом заинтересуется и УСБ МВД России.

Все, что Микрюковым и адвокату удалось собрать, я отнесла в МИД Беларуси, куда также позвонили родители Андрея. «В таких ситуациях нам не важно, от кого получен сигнал, ведь за каждым случаем стоит конкретный человек, — советник главного консульского управления Алексей Новик внимательно изучил принесенные мной документы, отметив, что передаст их российским коллегам через консульский отдел белорусской дипмиссии в Москве. — Не совсем понятно, почему следователь не принял собранные семьей материалы. И почему гражданину нашей страны изначально отказали в предоставлении консула?

Как только нам стало известно о ситуации А.Микрюкова, оперативно было дано поручение Посольству Беларуси в России и белорусские дипломаты направили соответствующую ноту для передачи в Генпрокуратуру РФ с просьбой провести проверку доводов заявителя в свою защиту, законности и обоснованности возбуждения в его отношении уголовного дела. В любом случае мы задействуем все правовые механизмы. Ситуация знаковая, и она на контроле. Однако выводы пока делать рано, все же дождемся оценки произошедшего Генеральной прокуратурой России».

Мы продолжим следить за развитием событий.

КОММЕНТАРИЙ

Советник главного консульского управления МИД Беларуси Алексей Новик:

— В каких регионах белорусам следует быть осторожнее? В летний период это традиционно популярные страны отдыха, где в курортный сезон активизируется криминалитет. Круглогодично — ряд регионов со сложными социополитическими условиями, страны с особенностями своего внутреннего государственного устройства. Люди не учитывают это и попадают в неприятности.

Как поступать нашим гражданам, оказавшись в сложной ситуации за границей? К примеру, Андрей Микрюков поступил правильно, сразу запросив консула. Посольство должно быть проинформировано о случившемся, поскольку оно может связаться с родственниками, правоохранительными органами. Консульский сотрудник, зная специфику страны пребывания, может на месте компетентно оказать содействие, проконсультировать по определенным нюансам.

Как пример могу привести ситуацию этого года, когда в одной из ближневосточных стран бывший супруг предпринял попытку насильственного удержания своей несовершеннолетней дочери и ее матери, гражданок Беларуси, забрав и уничтожив их белорусские паспорта. Знание специфики страны пребывания, умение выстроить взаимодействие с местными правоохранительными органами позволило благополучно возвратить мать и дочь в свою страну.

К сожалению, проблема, когда один из супругов (бывших супругов) отказывается возвратить ребенка, может иметь место не только в странах Ближнего Востока, но и Западной Европы. Очевидно, что во внутрисемейных конфликтах каждая из сторон имеет свое видение происходящего, но для нас как представителей консульской службы защита интересов белорусских граждан является непререкаемым приоритетом.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter