Минск
+3 oC
USD: 2.11
EUR: 2.35

128 автомобилей с перебитыми номерами в базе ГАИ: что нужно помнить тем, кто собирается пригнать машину этой осенью

Без VIN виноватые

Люди у нас по-особому относятся к своим автомобилям: машина не просто средство передвижения, а полноправный член семьи. Однако не каждый может позволить себе авто из салона. Благо вторичный рынок ломится от предложений. Только рынок — настоящее поле чудес, где вы один без помощи специалистов по подбору точно не воин. В лучшем случае не узнаете о некоторых тонкостях ремонта вашей ласточки. А бывает так, что счастье от владения автомобилем и вовсе обрывается, не успев толком начаться, что происходит иногда во время постановки желанной покупки на учет. Недобрую весть новый владелец слышит на сверке в МРЭО ГАИ: «В вашей машине проводили манипуляции с идентификационным номером». Этот вердикт запускает долгую череду событий с участием ГАИ, автоэкспертов Государственного комитета судебных экспертиз, криминальной милиции. Специалисты этих структур помогли корреспонденту «Р» разобраться в преступных схемах, чтобы вы не стали героем неприятной истории.

Самый главный инструмент автоэксперта — наметанный глаз.

Код в мешке

Наш вторичный рынок автомобилей больше смотрит в сторону России. Виной тому таможенные пошлины на ввоз из других европейских стран. Ехать в Россию за машиной — сродни лотерее. То и дело жди подвоха или по технической части, или по юридической. Впрочем, наши перекупщики ничем не лучше. Поэтому нужно постоянно держать в голове три простые заповеди, дабы не нарваться на проблемное авто. Первое правило — покупать автомобиль только у собственника. Второе — при оформлении сделки соглашаться только на договор купли-продажи, никаких счетов-справок. И наконец, проверить машину по доступным базам, не числится ли она в угоне или залоге. 

После пика покупок в 2011 году, а затем падения количество зарегистрированных транспортных средств в стране в последние годы вновь растет. Только в столице межрайонный регистрационный отдел ГАИ ГУВД Мингорисполкома зарегистрировал за первое полугодие этого года 53 099 транспортных средств, это пусть и всего на 0,7 процента, но больше, чем за аналогичный период 2018-го. Всего же на 1 июля этого года в Минске зарегистрировано 838 823 транспортных средства. 

Эксперты просвечивают таблички ультрафиолетом. 

За нынешние полгода сотрудники Минской ГАИ при регистрации и снятии с учета выявили три транспортных средства в розыске, у 91 нашли признаки видоизменения идентификационного номера, а у одного автомобиля был поддельный документ; направили 104 материала в РУВД города для дальнейшего разбирательства, 328 — в управление Государственного комитета судебных экспертиз, 250 — в аккредитованную лабораторию, а также один запрос в Минскую региональную таможню и 14 — в Интерпол.

За этими внушительными цифрами стоит кропотливая работа. Занимается отловом машин с темным прошлым старший инспектор по розыску УГАИ Мингорисполкома Дмитрий Ткачев:

— Vin-код — это уникальная комбинация из семнадцати символов, которая используется для идентификации конкретного автомобиля. У каждого производителя свои шрифт и размеры цифр и букв. На сверке инспектор проверяет основной идентификационный номер, который набит на металле под капотом, на раме под колесом или в салоне, а также дублирующие номера — на табличках. Проверяем целостность краски в месте нанесения номера, пользуемся толщиномером, простукиваем возможные швы под шпатлевкой — не вварена ли целая пластина с vin. 

Vin-номера дублируются на табличках.
car-ville.ru

Дмитрий Ткачев показывает фотографии найденных перебитых номеров из личного архива:

 — Вот цифры залиты краской — так быть не должно, а еще по мелкой царапине заметно — под ней грунтовка. Значит, табличка вварена. А вот здесь девятка выше пляшет. Завод же набивает цифры лазером, филигранно ровно. Вот разбойники слой металла срезали и набили новые цифры. На другом снимке у таблички не те заклепки, форма странная, когда видишь их сотнями — глаз уже наметан. 

Работа у инспектора на сверке трудная, напряженная. Смены — и в снег, и в зной. В неудобных позах исследуют идентификационные номера, целостность кузова и заводское происхождение сварных швов. Время на осмотр автомобиля не ограничено в теории. Но тогда соберется очередь. Поэтому инспектор просто обязан быть расторопным. Он на переднем крае, без права на ошибку, даст добро — машина легализована. 

Отказать в регистрации могут и в случае, когда машину уж больно сильно отремонтировали. Например, четвертная вварка кузова другого автомобиля. Юридически ваш автомобиль самоделка — сделан в результате индивидуального технического творчества. В принципе, такие машины можно ставить на учет, но явно не после кустарного ремонта. Вот так движимое имущество стало недвижимым, обычным хламом. 

Порой до vin-номера добраться не так и просто.

Автомобили с подозрительными идентификационными номерами сотрудники милиции отдают под сохранную расписку владельца или же отправляют на специальные стоянки. Дальше в дело вступают сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз.

Слово экспертам 

У автоэкспертов времени, чтобы установить факт изменения первоначального vin-номера, хоть отбавляй. Так же как и инспекторы на сверке, автоэксперты работают толщиномером. Смывают краску химическими реагентами, на структуру металла они не влияют. Миру являются перебивка, вварка, замаскированные швы. После травят металл более сильными реагентами, иначе никак не установить оригинальный vin-код. 

— И самый главный инструмент автоэксперта — наметанный глаз, — дополняет заместитель начальника отдела трасологических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Виктор Цгоев и советует во время покупки банально загуглить оригинальную табличку и равняться на нее. 

Лакомые объекты для автоугонщиков — кроссоверы, да в «жирных» комплектациях. Однако бюджетные корейские автомобили воруют столь же часто, как и люксовые модели последних годов выпуска. В России в топе угонов — Kia, Toyota и Hyundai. Популярные на рынке — популярные у воров. Но первое место стабильно держит «Лада». 

vipwash.ru

Развод — дело тонкое 

Начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса главного управления уголовного розыска МВД Александр Самило приводит цифру:

— С начала года в нашей стране выявлено 128 автомобилей с перебитыми vin-номерами. В 2018-м — 180, в 2017-м — 262 машины. Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства по статье 381 УК наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. 

Пути преступников запутанны, но известны милиционерам. Вот самые распространенные. «Соглашенка» — угонщики договариваются с иностранным хозяином автомобиля о том, что его транспорт угонят, а он не будет спешить подавать его в розыск. Подождет, пока угнанный автомобиль покинет пределы страны. За машину он получит страховку. Правда, активное сотрудничество правоохранительных органов сделало эту схему слишком рисковой. Чаще такую схему без трудоемкого изменения идентификационного номера преступники проворачивают втемную — хозяин, к примеру, на отдыхе за границей и не в курсе, что его машину по фиктивному договору купли-продажи уже сняли с учета и она на полпути в другую страну. 


Еще одна старая как мир криминальная схема — «двойники». Преступники набивают vin-номер так, чтобы он совпадал по комплектации с автомобилем тех же марки и года выпуска, иногда даже цвета. При этом «двойники» белорусских машин всплывают не только на территории России, но и в других странах Европы и наоборот. 

— В одной стране два «двойника» не утаишь, в едином поле правовом им существовать сложно, — поясняет Александр Самило. 

К слову, владельцу угнанной машины возвращать ее придется в суде той страны, где ее нашли. На разбирательства могут уйти месяцы. Поэтому иногда проще на машину махнуть рукой. 


Заложница

Год назад в стране гремела схема залоговых авто. Фирмы-однодневки или просто ушлые граждане России берут автомобили у дилера в лизинг или кредит в банке, вносят первоначальный платеж, продают их белорусам по цене, ощутимо ниже рыночной, и пропадают. Само собой, прекращают платежи. Лизинговая компания или банк начинают бить тревогу и заявляют машины в розыск. 

Благо есть бесплатные российские базы, чтобы проверить авто на залог: ГИБДД.рф и реестр-залогов.ру. У нас такие сайты проверки тоже есть — реестр-залогов.бай и официальный сайт Министерства внутренних дел mvd.gov.by. Косвенно на залог указывают и копии ПТС, где могли скрыть отметку о залоге, ну и, конечно же, заниженная цена автомобиля. 

awecon.ru

Справка не в счет

Единственный прозрачный способ совершить сделку — по договору купли-продажи, который регистрируется в ГАИ. В договоре владелец подтверждает, что авто не подарено, не в залоге, не находится в аренде или под арестом, без судебных споров и притязаний третьих лиц. 

В прошлом году МВД внесло предложение в проект изменений к указу по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств — отменить счета-справки. Они, конечно, облегчают и ускоряют покупку. Например, в выходные дни ГАИ, где можно оформить договор купли-продажи, не работает. Однако нередко счета-справки оформляют по копии паспорта якобы настоящего владельца.

Николай Румянцев специалист по сертификации и нанесению идентификационных номеров. Он маркиратором точечно-ударным способом набивает номера на несъемной части транспортного средства — раме.

Маркировщик, наколи мне номера

Николай Румянцев — специалист Объединенного института машиностроения НАН Беларуси по сертификации и нанесению идентификационных номеров. Он маркиратором точечно-ударным способом набивает номера на несъемной части транспортного средства — раме: 

— 17 цифр vin-кода делятся на нескольких частей, первая группа — указатель страны-производителя, Y3 — Беларусь, затем 9 — идентификатор мелкосерийного производства. Далее дескриптор автомобиля — символы используются для определения типа транспортного средства и описывают характеристики автомобиля: модельная линия, тип кузова, тип двигателя, положение рулевого колеса, система питания и тип трансмиссии, привод. И в конце — информация о модельном годе и заводе-изготовителе. Мы можем набивать пять сотен номеров в год. На деле же такое количество мы набили за целых пять лет.

Перед тем как определить транспортному средству идентификационный номер, оно проходит комплекс испытаний. Важное условие — тормозные системы, светотехника, ремни безопасности, резина, колесные диски, стекла должны быть заводского производства. После чего выдается свидетельство о безопасности конструкции, с которым дальше путь лежит в ГАИ на регистрацию. К слову, почти всегда транспортное средство, произведенное в результате индивидуального технического творчества, это прицепы. Лишь несколько трициклов и два самодельных автомобиля удостоились маркировки за пятилетку.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...