Без вариантов – при твердой позиции

НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ выборах в Беларуси будут проходить экзит-полы. По информации Центризбиркома, комиссия по проведению социологических исследований при Национальной академии наук уже выдала лицензии на этот вид экспресс-опросов двум белорусским структурам и одной иностранной. Опрашивать избирателей на выходах с участков будут интервьюеры аналитического центра «ЭкооМ», Республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций» и компании «TNS-Украина».

Кто и где может проводить опросы избирателей после голосования.

НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ выборах в Беларуси будут проходить экзит-полы. По информации Центризбиркома, комиссия по проведению социологических исследований при Национальной академии наук уже выдала лицензии на этот вид экспресс-опросов двум белорусским структурам и одной иностранной. Опрашивать избирателей на выходах с участков будут интервьюеры аналитического центра «ЭкооМ», Республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций» и компании «TNS-Украина».

Первые две структуры уже проводили подобные опросы на референдуме 2004 года и на президентских выборах 2006 года. Тогда результаты их экзит-полов фактически совпали с официальными результатами. А вот компания «TNS-Украина» в Беларуси будет работать впервые. Хотя опыт у украинских социологов большой. Первый свой экзит-пол «TNS Украина» провела еще в 1998 году. Она входит в группу маркетинговых компаний TNS со штаб-квартирой в Лондоне. TNS работает в 70 странах и по годовому обороту лидирует в Европе среди исследовательских фирм.

Как сообщил ряду информагентств руководитель «TNS Украина» доктор социологических наук Николай Чурилов, экзит-пол на выборах Президента Беларуси его компания проводит по заказу телеканала ОНТ.

Так как заказчиком экзит-пола выступает канал ОНТ, то и право распоряжаться всей полученной информацией принадлежит ему. Сами украинские социологи ничего распространять не имеют права. Телеканал ОНТ уже объявил в эфире, что специальный бюллетень о данных экзит-пола, проведенного «TNS Украина», он намерен обнародовать 19 декабря в восемь вечера.

ОПРОСЫ на выходе из избирательных участков — экзит-полы (exit polls) — считаются одной из форм общественного контроля за ходом выборов. Они признаны во многих странах, включая и наших ближайших соседей. В Беларуси, напомним, такие опросы проводились уже дважды.

Экзит-полы придумали в США, где различные опросы общественного мнения проводили еще в 30-х годах прошлого века. Они использовались в политике, в изучении аудитории средств массовой информации, в прогнозировании итогов президентских выборов, особенно начиная с избирательных кампаний Рузвельта. Правда, часто итоги опросов отличались от результатов голосования. Люди говорили, что проголосуют за одного кандидата, а в реальности голосовали за другого. К середине 60-х годов социологи пришли к выводу о необходимости опрашивать уже проголосовавших людей в день выборов и сразу же делать прогноз о результатах голосования в штате или во всей стране до официального оглашения итогов.

В 1967 году на выборах губернатора штата Кентукки был проведен первый опрос избирателей непосредственно после их голосования, на выходе из избирательных участков. Разработал методологию и провел его Уоррен Митофски, директор Центра выборов и опросов общественного мнения телекомпании CBS. Руководство компании стремилось первыми дать результаты выборов в эфир, и, как вспоминал потом Митофски, главный редактор CBS сказал ему: «Они хотят все знать до объявления результатов. То, что ты придумаешь, должно быть очень быстрым, очень точным и абсолютно легальным». В 1972 году Митофски провел опросы на выходе из участков во время президентских выборов уже в масштабе всей страны...

НА ВЫБОРАХ в некоторых странах данные экзит-полов более близки к официальным результатам, в других различия были существенными.

Несмотря на то, что опросы избирателей на выходе принято считать одним из способов контроля за выборами, панацеей они, конечно же, не являются. Возможны разбежки между данными экзит-пола и официальными результатами. Не каждый избиратель, выходящий из участка, соглашается беседовать с интервьюером. Уровень отказов колеблется в больших пределах — от 10 до 30 процентов и более. И готовых рецептов, чтобы определить, как проголосовали «отказники», по сравнению с теми, кто согласился на интервью, нет. Опыт показывает, что часто есть заметное смещение в политических предпочтениях согласившихся на интервью и отказавшихся отвечать на вопросы.

Еще одна тема — досрочное голосование и голосование по «открепительным талонам», существующее во многих странах, включая Беларусь. В США, например, таких бывает около 15 процентов, в Беларуси не меньше, и их электоральные предпочтения могут также отличаться от избирателей, голосующих в день выборов.

Наконец, в силу ряда причин люди могут давать неверные ответы о том, за кого они голосовали — из политкорректности, стеснения или страха, что также смещает результаты опросов по сравнению с данными реального голосования. Тем не менее, несмотря на все их недостатки, экзит-полы востребованы.

КАК СООБЩИЛ корреспонденту «БН» секретарь Центральной избирательной комиссии Николай Лозовик, белорусский ЦИК ничего не имеет против. Главное, чтобы опросы проводились в рамках закона. Это значит, что организовывать их могут исключительно те структуры, которые получили лицензию и аккредитовались в Центризбиркоме. Николай Лозовик обратил также внимание на то, что опрос должен проводиться исключительно на выходе из избирательного участка, а интервьюеры обязаны иметь бэджик.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter